Премьера на "Техно 24": документальный фильм Артема Потемина "Ил-2. Возвращение"

На телеканале "Техно 24" готовится премьера — документальный фильм Артема Потемина "Ил-2. Возвращение". Он расскажет об экспедиции, цель которой — установить имена пилотов, погибших в боях за Крым в годы Великой Отечественной войны.

На телеканале "Техно 24" готовится премьера — документальный фильм Артема Потемина "Ил-2. Возвращение". Он расскажет об экспедиции, цель которой — установить имена пилотов, погибших в боях за Крым в годы Великой Отечественной войны.

Место показа — Авиакомплекс имени Ильюшина. Символично. Здесь разработали Ил-2. Первые зрители – сотрудники предприятия, инженеры. А это полторы тысячи километров от Москвы. Крым, Керченский пролив. Судно Спасатель Демидов. На поисках четырех Ил-2 времен войны – 20 человек. Рядом – съемочная группа. Когда доставали первый Ил-2, камера работала. На кадрах видно, в последний момент трос оборвался. Самолет снова в воде. День работы — впустую. Так вынимали со дна первый Ил-2.

"У ребят слезы стояли в глазах, видно было, что для них это не просто так. Ну и мы тоже, можно сказать, заболели этой общей атмосферой", — говорит Артем Потемин, автор фильма "Ил-2. Возвращение". Все были на нервах, все пошло не так, как предполагалось. Но потом на протяжении недели люди к нам постепенно привыкли, перестали стесняться камеры. Конечно, важно было не только вытащить части самолета – найти останки экипажа. Важно было переписать номера двигателя — только так можно узнать, кто находился в Ил-2. Водолазу Валерию Ведерникову нырять за самолетом Великой Отечественной раньше не приходилось. Было сложно".

"Уже у нас был такой опыт, четыре самолета достали,- говорит Валерий Ведерников, водолазный специалист, участник экспедиции по поиску и подъему Ил-2. — Мы заметили такую особенность: когда самолет с останками, его тяжелее доставать, море его отдает очень непросто".

Съемки с высоты птичьего полета. Камера работала и под водой. Создатели фильма привезли из Крыма больше семи часов видео, итог – 26 минут фильма. Компьютерная графика, музыка, неожиданные повороты сюжета. Кажется, это не документальное кино – приключенческий фильм.
"Чем раньше мы поднимем, тем больше вероятность, что останки летчика будут находиться в самолете", — говорит Ведерников.

Главный герой, конечно, Ил-2. На фронте его называли самолет-солдат. "Самолет все время находился в бою, немцы его боялись, по крайней мере, называли именами – и "Черная смерть", и "Летающий танк", и так далее. И встречали штурмовики всеми силами", — говорит Николай Таликов, генеральный конструктор ОАО "Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина".

Вот он — штурмовик Ил-2. Вот так выглядел этот самолет, когда его нашли на болоте в Новогороде. Его сбили во время войны. Сейчас это памятник. И уже известно: четыре Ил-2 из Керченского пролива тоже отреставрируют. Один, возможно, восстановят полностью – самолет даже будет летать.

Здесь, на премьере фильма, Генрих Новожилов, разработчик Ил-76, ученик создателя Ил-2 Сергея Ильюшина. Вспоминает конструктора. "Сергей Владимирович говорил так: если я не могу прийти первым, а уйти последним, я не могу работать генеральным конструктором. Для меня Сергей Владимирович Ильюшин как отец. Я пришел сюда студентом пятого курса на преддипломную практику", — говорит Генрих Новожилов, главный советник по науке ОАО "Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина", генеральный конструктор ОАО "Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина" (1970-2005 годы), академик РАН.

Интересно, что фильм о самом знаменитом самолете войны снимали незадолго до Дня Победы. "Это был конец апреля. Страна готовилась к празднованию большого праздника. Подобные операции для нас очень много значат, потому что авторы фильмов и телезрители имеют уникальную возможность прикоснуться к истории", — говорит Олег Терновой, главный редактор телеканала "Т24".

И прикоснуться к истории можно уже в эту субботу. Премьера фильма "Ил-2. Возвращение" на канале "Т24" в 20:40. Еще один показ – в воскресенье.