Левон Нерсесян: отреставрированная и прославленная икона вернется на родину


Таня Зоммер

Однажды я увидел в галерее икону. Она была совсем не похожа на те иконы, которые обычно циркулируют в зарубежных частных собраниях. Я насторожился и сказал: "У меня такое ощущение, что эту икону откуда-то украли – из храма или из музея. Причем я даже знаю, из какого города".

В Россию возвращается похищенная из музея в Ярославле икона XVII века "Воскресение — Сошествие во ад". Двадцать лет икона находилась в розыске, пока ее не обнаружил в Венеции научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Левон Нерсесян. Мы поговорили с Левоном Вазгеновичем о том, как была найдена икона и какие усилия прилагались для ее возвращения.

- Левон, вы можете озвучить хотя бы приблизительно число похищенных и находящихся сегодня в розыске икон? Или спрошу иначе: о скольких похищенных иконах вам известно?

- Я, конечно, не обо всех знаю, но знаю, что их очень много. Существует книга, которая называется "Каталог предметов искусства и антиквариата, находящихся в розыске", где все эти произведения искусства описаны. Похищены они были из церквей, музеев и частных коллекций. Кстати, эта книга стала одним из дополнительных источников для опознания украденной иконы.

- А как вышло, что вы подключились к поискам?

- Я не подключался к поискам, я эту ситуацию инициировал. Дело в том, что в Венеции есть известный галерист Габриэль Орлер, периодически нуждающийся в моих консультациях. И однажды я увидел у него в галерее икону, которая, по моему мнению, была ему явно не «по чину». Было очевидно, что эта крупная икона (143,5 на 101,5 сантиметр) происходит из местного ряда иконостаса большого городского храма. Она была совсем не похожа на те иконы, которые обычно циркулируют в зарубежных частных собраниях – например, на те, что находили в 60-ые годы в закрытых маленьких северных церквях, а потом переправляли заграницу. Я насторожился, тем более, что накануне я готовил лекцию в Третьяковской галерее по иконописи и живописи Ярославля и Костромы XVII века, так что соответствующий материал был у меня, можно сказать, перед глазами и я практически сразу понял, что икона была написана в 40-ые годы XVII века в Ярославле. И я сказал Габриэлю: "У меня такое ощущение, что эту икону откуда-то украли – из храма или из музея. Причем я даже знаю, из какого города".

А поскольку в течение последних 15 лет я очень тесно контактирую с региональными музеями и дружу с ними, я тут же послал своим друзьям в Ярославский музей фотографию этой иконы и спросил, не их ли. Они ответили: "Наша". Оказалось, что икона "Воскресение – Сошествие во ад, с праздниками и историей Страстей Христовых в 18 клеймах" вместе с еще несколькими иконами была украдена в 1995 году из церкви Николы Надеина. Затем я позвонил еще одному замечательному человеку, доценту МГУ и сотруднику Института искусствознания Александру Преображенскому, который одну из этих икон в свое время помог вернуть. Он был консультантом при ныне покойном коллекционере Елизаветине и помогал ему собирать его коллекцию, а затем описывал ее. Однажды они вместе оказались в Берлине, где Елизаветин купил "Николу Зарайского с житием", который при ближайшем рассмотрении оказался храмовой иконой из той же церкви Николы Надеина. Разумеется, когда Елизаветин узнал об этом от Саши, он тут же безвозмездно передал икону в ярославский музей. И Саша припомнил, что в той же берлинской галерее стояла другая икона, которая привлекла их внимание, – "Воскресение-Сошествие во ад", но, поскольку он еще не знал, что их икона краденая, особого внимания на вторую икону не обратил. Таким образом, у меня было целых два подтверждения того, что икона из этого храма.

А когда встал вопрос, кто ее выкупит, мне сказали, что сделать это может только Михаил Абрамов (основатель Музея русской иконы). И он подтвердил, что готов купить. Так что сегодня Абрамов приезжает в Венецию, чтобы ее выкупить, а завтра икона будет в Москве.

- Чисто теоретически мог ли галерейщик отказаться продать икону в Россию? Ведь он приобрел ее совершенно законно.

- Мог. Он добросовестный приобретатель, и у него есть все надлежащие документы, что означает, что у него никто не может эту икону конфисковать. Более того, известны факты кражи произведений искусства, когда такие же добросовестные приобретатели отказываются продавать купленные ими иконы и картины. И сделать с этим ничего нельзя. Тут ситуация была несколько иная. Дело в том, что Габриэль Орлер эту икону не покупал, он лишь выставил ее на продажу по просьбе владельца. Переговоры с ним оказались очень непростыми, и надо сказать отдельное спасибо директору Музея русской иконы Николаю Задорожному, потому что один я вряд ли справился бы с этой миссией.

- Какова дальнейшая судьба иконы в России?

- Обычно все складывается по-разному, но в данном случае условия возвращения иконы очень простые: она останется в Музее русской иконы до 4 декабря, после чего будет представлена на специальной выставке вместе со всеми выкупленными Абрамовым и возвращенными на родину иконами. Кстати, эта икона юбилейная, двадцатая, то есть до нее было выкуплено 19 икон, похищенных из отечественных музейных собраний. А после этой выставки она, наконец, отправится обратно в Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Более того, поскольку икона была не слишком хорошо отреставрирована, и, к тому же, ее дополнительно пытались отреставрировать в Берлине (несильно, правда, так что ничего катастрофического не произошло), чтобы она приобрела надлежащий экспозиционный вид, необходима большая работа. И я только что получил от коллеги информацию, что найден реставратор, готовый за 3 оставшихся до выставки месяца привести ее в идеальный вид.

Так, отреставрированная и прославленная икона "Воскресение — Сошествие во ад" вернется на родину.