"Примирить непримиримых". Реплика Георгия Бовта

Сирийская оппозиция предъявила Башару Асаду очередной ультиматум: он должен уйти в течение полугода. Это произошло в Лондоне на конференции по Сирии.

Сирийская оппозиция предъявила Башару Асаду очередной ультиматум: он должен уйти в течение полугода. Это произошло в Лондоне на конференции по Сирии, где наряду с пестрой оппозиционной делегацией в лице "Высшего комитета по переговорам" присутствовали ряд западных стран, Саудовская Аравия, Турция, ОАЭ, но не было никого от России.

Сирии предписаны полугодовые переговоры с правительством, а потом полный благодушия план из 25 страниц на 18 месяцев, в течение которых страной будет править некий "переходный орган", куда войдут представители правительства, некоего "гражданского общества" и разных групп оппозиции. В страну вернутся беженцы, наладится мирная жизнь. Короче, расцветут сады и восстанут руины. Главное, чтобы Асад ушел.

Все это увенчают "свободные выборы". В Сирии, представляющей собой многоконфессиональную смесь из суннитов, алавитов-шиитов и с десяток других национальностей и конфессий, где в ходе междоусобной войны уже убито более 290 тысяч, где никто никому не доверяет и все, кажется, друга ненавидят, самое оно, конечно, это провести выборы по западному образцу.

Получится — по системе "все против всех". Примерно так же, как в ввергнутой в хаос после свержения Каддафи и войны всех против всех Ливии, только еще круче.

Притом что еще несколько дней назад США призывали считающуюся ими "умеренной" часть сирийской оппозиции не воевать хотя бы друг с другом, а сосредоточиться на борьбе против ИГИЛ (запрещена в РФ) и Асада.

Глава Высшего совета по переговорам, бывший сирийский премьер Рияд Хиджаб предъявил "ультиматум" еще и России с США: мол, если их план перемирия разойдется с тем, о котором говорят в Лондоне, то оппозиция его не признает. При этом у собравшихся в Лондоне нет никакого внятного плана о том, делать с ИГИЛ, который в эти дни организовал серию терактов по всей стране.

Тем временем Асад капитулировать не собирается. Его войска осаждают второй по значимости города Алеппо, блокировав исламистов в восточной его части.

Западная пресса пишет о "гуманитарной катастрофе", призывая Асада, в частности разблокировать северное шоссе для прохода гуманитарных конвоев. Между тем, именно по северному шоссе сейчас в город и поступает гуманитарная помощь, прежде всего российская. Может, за призывами положить конец "гуманитарной катастрофе" стоит лишь желание дать передышку антиасадовским силам?

В довершении к сложной картине Турция с севера создала так называемую "демилитаризованную зону" площадью 4 тысячи квадратных километров, воюя одновременно против ИГИЛ и курдов. США в свое время возражали против такой зоны, считая, что это приведет к эскалации войны и потребует отвлечения до 35 тысяч наземных войск союзника по НАТО. В этой зоне под турецким "зонтиком" обосновались силы Сирийской свободной армии, получив территориальный плацдарм, неуязвимый для авиации Асада.

На фоне этого кровавого калейдоскопа Москва и Вашингтон пытаются договориться хотя бы о прекращении огня и совместной борьбе против ИГИЛ. В ходе встречи Владимира Путина с Бараком Обамой на саммите G20 в Китае, им удалось продвинуться к компромиссу, но разногласия остались. Соглашение предстоит теперь доработать министрам Лаврову и Керри.

Главное, Москве и Вашингтону пока не удавалось договориться о размежевании тех, кого можно называть вежливым словом "оппозиция" и на террористов.

Речь, прежде всего, о "Джебхат-ан-Нуср (запрещена в РФ)е", которая переименовалась в "Джебхат Фаттах аль-Шам" ("Фронт завоевания Леванта") и объявила о разрыве с материнской Аль-Каид (запрещена в РФ)ой.

Вряд ли, впрочем, ребрендинг изменил ее террористическую сущность. Боевики «аль-Шам» перемешаны с другими исламистскими группировками, в том числе в районе Алеппо, откуда первые вытеснили отряды Сирийской свободной армии.

Как заметил недавно замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, многие группировки, которые Вашингтон считает приемлемыми, блокируются с "ан-Нусрой", которая использует их, чтобы самой не быть атакованной. Решить пока этот вопрос американцы не могут.

В свою очередь, США просят Россию надавить на Асада, чтобы тот прекратил бомбить населенные пункты и разрешил доставку продовольственной помощи. В случае достижения договоренности Россия и США смогут координировать удары с воздуха по ИГИЛ и, возможно, и бывшей "ан-Нусре".

ВВС Сирии, по такому плану, должны прекратить бить по "умеренной оппозиции", а продолжать только по террористам, уведомив заранее Россию и США. Американцы обещают делиться с Россией разведывательной информацией о позициях боевиков-исламистов, может быть создан общий координационный центр в Аммане в Иордании.

Впрочем насчет делиться информацией – говорят больше в Госдепартаменте. В Пентагоне на первом месте другой тезис: "Русским нельзя доверять". При этом, судя по утечкам в прессу, разные ведомства США не вполне сами координируют свои действия внутри сирийской кровавой каши.

В частности, ЦРУ и военные "курируют" разные группировки, которые еще и вступают в стычки друг с другом. Общий контроль за подопечными, воюющими против Асада, Вашингтон утратил. Это осложняет работу над перемирием.

Еще сложнее видится задача сохранения территориального единства страны в будущем. Говорить в этих условиях о возможности отдать разоренную Сирию в руки непонятно из кого состоящего "переходного органа", который якобы проведет "свободные выборы", на которых одни исламисты будут "баллотироваться" против других с "программами" одна другой мракобеснее, по меньшей мере, смешно. Но это, конечно, не повод, чтобы не собраться где-нибудь в благополучном Лондоне и не обменяться презентациями.