Большая премьера Мостры: "Рай" Кончаловского претендует на Золотого Льва

На Венецианском фестивале — большая премьера. В конкурсной программе — фильм Андрея Кончаловского "Рай". Это уже не первая лента российского режиссера, которая участвует в старейшем мировом киносмотре. В картине занята именитая, интернациональная команда актеров.

На Венецианском фестивале — большая премьера. В конкурсной программе — фильм Андрея Кончаловского "Рай". Это уже не первая лента российского режиссера, которая участвует в старейшем мировом киносмотре. В картине занята именитая, интернациональная команда актеров. Действие — во времена Второй мировой. По словам режиссера, его, в первую очередь, интересовало, как в душах героев переплетаются добро и зло.

Красный ковер тоже может быть дорогой к "Раю". И попасть туда смогут далеко не все. Новый фильм Андрея Кончаловского, снятый при поддержке ВГТРК, вызвал огромный ажиотаж: им заинтересовались четыре десятка кинопрокатчиков со всех континентов, а после двух переполненных пресс-показов российского режиссера называют одним из главных претендентов на Золотого Льва. Два года назад он увез отсюда Серебряного — за лучшую режиссуру.

Ветеран Мостры, как говорят в итальянских газетах, в Венеции уже в шестой раз. Поэтому поселился подальше от суматохи острова Лидо, на тихой Джудекке с видом на Дворец Дожей. "Сначала я селился там, где селили — за 18 долларов, около вокзала, — рассказывает народный артист РСФСР, режиссер Андрей Кончаловский. — И жили мы советской делегацией в той дырке, где душ бы в коридоре, и надо было в трамвае ехать час двадцать до Лидо, но это 60-е годы были, когда боишься что-то пропустить".

Он и не пропустил — сразу двух Львов: своего, за короткометражку "Мальчик и голубь" и Тарковского, у которого был сценаристом. Тема войны в творчестве Кончаловского еще оттуда — из "Иванова детства". Но посвятить кино героям сопротивления впервые решил 30 лет назад, когда впервые прочел о подвиге Вики Оболенской. Русская княгиня, эмигрантка, в оккупированной Франции помогала бежать британским и советским военнопленным, схваченная гестапо, погибла на гильотине. Она стала прототипом героини Юлии Высоцкой, которой ради роли пришлось побриться налысо.

"Конечно, ни у кого нет никаких данных о ее какой-то любовной линии, ничего такого у нее не было, — рассказывает актриса Юлия Высоцкая. – Тут, в принципе, немножко иная вышла история — не только о том, что человек в сопротивлении спасал детей, но и немножко другое — внутреннее путешествие такое".

Это путешествие предстоит каждому смертному — неважно, кто он — коллаборационист-француз или немец-эсэсовец, как два других центральных персонажа фильма. От него не спасет эскапизм в искусстве: пока нацисты рассуждают о сокровищах мировой литературы, в газовой камере задыхается возлюбленная Чехова. Концлагерь для съемок построили на "Мосфильме".

"Просто рай для всех построить — иллюзия, конечно, — продолжает Андрей Кончаловский. — Но вы знаете, по-моему, Бердяев сказал, что государство существует не чтобы создать рай, а чтобы избежать ада. Вот избежать ада может помочь только государство".

В этой теме в Венеции в этом году особый интерес. Франсуа Озон в конкурсном — также черно-белом фильме, правда, о Первой мировой, свел людей с разных сторон баррикад. Вне конкурса картину о личном выборе на войне представил Мэл Гибсон. То ли совпадение, то ли предчувствие, но где, как не на Мостре, основанной Муссолини, напоминать и предупреждать, что "зло растет само, а для добра нужно усилие" ( это цитата из фильма "Рай").

В соперниках — работы Вима Вэндеса, Терренса Малика и Эмира Кустурицы. Но как бы не распорядилось жюри во главе с Сэмом Мендесом, Ватикан уже отметил Андрея Кончаловского кинопремией имени Робера Брессона — за духовные искания в кино.