75 лет отцу "Ежика в тумане"

Юрий Норштейн, автор "Ежика в тумане" и "Сказки сказок", признанных лучшими мультфильмами всех времен и народов, 15 сентября отмечает юбилей. Ему исполнилось 75 лет. Художник, который все что делает, пропускает через себя, потому что иначе не может.

Юрий Норштейн, автор "Ежика в тумане" и "Сказки сказок", признанных лучшими мультфильмами всех времен и народов, 15 сентября отмечает юбилей. Ему исполнилось 75 лет. Художник, который все что делает, пропускает через себя, потому что иначе не может. С днем рождения мастера поздравили президент и премьер-министр.

Впору как в Пушкинском и в Третьяковке вводить фиксированные сеансы и продавать электронные билеты. Тысяча посетителей лишь за один первый день выставки Юрия Норштейна.

Редкая возможность заглянуть на кухню художника, увидеть рождение персонажа, который стал одним из самых любимых в мире. Попытаться понять, почему он вызывает смешанные чувства — симпатию, страх, сопереживание. Почему, объясняя смысл мультфильма советскому худсовету, Юрий Норштейн процитировал Данте.

- А почему у волчка из "Сказки сказок" такие глаза?

"Это одни глаза, а это другие. У одного и того же персонажа, — показывает изображения волчка Юрий Норштейн. — Эти несут в себе трагизм, эти — удивление. Поэтому они ставятся в точках, где нужно напряжение".

Сам юбиляр суету не жалует. Монтируя выставку, даже перестал отвечать на звонки. С утра прикинул: звонков было около четырехсот.

"Какой предпочел бы подарок? Неспешный разговор и теплый взгляд", — говорит Норштейн.

Автор "лучших фильмов всех времен и народов" отказывается от господдержки и спонсорских денег. "Кормит слава" — лекции, книги позволяют оплачивать аренду и неспешно рисовать "Шинель" уже тридцать пятый год.

"Все нужно пропустить через себя, иначе зачем?" – поясняет художник.

Его три раза не приняли в художественное училище. Окончил курсы, стал художником "Союзмультфильма".

После "Варежки", "Бонифация", "Чебурашки" и многих других историй руку художника стали узнавать. Многие мечтали с ним работать. Первый самостоятельный фильм "25-е — первый день" мог стать последним: про Октябрьскую революцию с авангардной живописью и музыкой Шостаковича.

Начальники ужаснулись и фактически положили мультфильм на полку. Спас патриарх Иван Иванов-Вано, предложивший снимать "Сечу при Керженце".

Сейчас Юрий Норштейн продолжает с Франческой писать "Шинель", не унывая и не брюзжа.

В планах — "Притча об Иове" и "Песнь песней".