А был ли шедевр? Психологи изучили реакцию мозга на произведения искусства

В 1999 году английская художница Трейси Эмин представила инсталляцию "Моя кровать", номинированную на премию Тёрнера √ самую престижную в Великобритании премию в области современного искусства.

В 1999 году английская художница Трейси Эмин представила инсталляцию "Моя кровать", номинированную на премию Тёрнера √ самую престижную в Великобритании премию в области современного искусства.
Фото Lauren Hurley.

Новейшее исследование голландских учёных показало, что восприятие нами любого объекта меняется, если его называют "произведением искусства".

Пока вы, глядя на картинку выше, размышляете, является ли неубранная кровать произведением искусства, ваша оценка уже находится под влиянием того, что эта инсталляция считается "шедевром".

Новейшее нейробиологическое исследование голландских учёных показало, что восприятие объекта как произведения искусства автоматически влияет на оценку этого объекта, а также на эмоциональный и поведенческий отклик смотрящего.

Согласно полученным в ходе работы данным, наш мозг автоматически усиливает или ослабляет эмоциональную реакцию на объект или картинку в зависимости от того, является ли представленный нашему вниманию предмет произведением искусства или нет.

В ходе эксперимента в Роттердамском университете Эразма 24 добровольцам было предложено оценить серию картин, в то время как их мозговая активность измерялась с помощью электроэнцефалографа. Изображения, показанные во время исследования, были разделены на "положительные" и "отрицательные". Испытуемым же было сказано, что часть картин является фотографиями реально произошедших событий, а часть — произведениями искусства. В конце эксперимента участникам было предложено оценить увиденные изображения в соответствии с их привлекательностью и приятностью.

Учёными была измерена активность деятельности мозга участников в период между 0,6 и 0,9 секунды после появления изображений на экране. Анализ полученных данных показал, что интенсивность влияния раздражителя (то есть картины) была значительно выше при взгляде на "реальную" картинку, нежели при просмотре "произведения искусства". Также выяснилось, что "произведения искусства" набрали значительно больше очков по приятности и привлекательности.

Руководитель исследования Ноа ван Донген (Noah van Dongen) утверждает, что результаты эксперимента наглядно показывают, что в случаях, когда мы думаем, что имеем дело не с реальностью, а с произведением искусства, наш эмоциональный отклик автоматически подавляется до почти нейтрального. Это значит, что события из реальной жизни (даже гипотетические) влияют на нас гораздо сильнее, чем самое эмоциональное произведение искусства.

Возможно, именно эта возможность — бессознательно дистанцироваться от произведения искусства — позволяет нам обращать внимание не только на его содержание, но и на другие детали, такие как форма, цвета и композиция.

Удивительно, но результаты эксперимента являются подтверждением теории эстетики знаменитого немецкого философа Эммануила Канта, выведенной им ещё 200 лет назад в труде "Критика способности суждения". Идея Канта заключалась в том, что для адекватной оценки произведения искусства, нам необходимо эмоционально дистанцироваться от него.

Учёные считают, что более подробные исследования процессов, отвечающих за автоматическую регуляцию эмоционального отклика, помогут расширить знания о функционировании нашего мозга, появлении эмоций и проявления подсознания.

Исследование подробно описывается в статье научного издания Brain and Cognition Journal.

Добавим, что учёные установили также, как стимуляция мозга влияет на восприятие нами искусства и как сказывается на нашей жизни современная привычка фотографировать всё подряд. А ещё раньше венгерские исследователи выяснили, в чём древние художники превосходили современных.