Лидеру Мьянмы пришлось оправдываться в ООН из-за мусульман


EPA

В своем первом обращении к Генеральной Ассамблее ООН в качестве национального лидера Мьянмы Аун Сан Су Чжи заявила, что правительство делает всё возможное для стабилизации положения мусульманского меньшинства страны – рохинджа.

Государственный советник и министр иностранных дел Мьянмы Аун Сан Су Чжи, которая является фактическим лидером этого государства, в ходе своего выступления на Генеральной Ассамблее ООН заявила, что на данный момент действия правительства направлены на нормализацию положения рохинджа – индоарийского народа, проживающего в штате Ракхайн. Сама Су Чжи до этого не раз подвергалась критике за то, что бедственное положение мусульманского меньшинства никак не исправляется государством. В своём выступлении она подчеркнула, что правительство не боится международного внимания к данной проблеме и призывает к "конструктивному вкладу со стороны международного сообщества".

Народность рохинджа является коренным населением штата Ракхайн. В ходе завоевания британскими войсками этих земель Ракхайн был присоединён к Бирме, с тех пор рохинджа считают мигрантами из Бангладеш. По вероисповеданию они являются мусульманами и говорят на языке рохинджа, а также на бенгальском. В большей степени штат заселён араканцами, которые исповедуют буддизм.

Столкновения между представителями двух религий начались ещё в 40-ые годы XX века. Когда Мьянма стала независимой, власти страны не признали рохинджа гражданами страны. Часть мусульманского меньшинства пытались переселить в соседний Бангладеш, однако там их не приняли. В 2012 году взаимоотношения двух народов накалились до предела: буддисты устроили антимусульманские погромы после обвинений в изнасиловании и убийстве своей соплеменницы. В результате массовых столкновений за две неделе погибли 50 человек, более 140 тысяч были вынуждены покинуть свои дома.

После этого инцидента многие представители народности рохинджа приняли решение покинуть Мьянму. На лодках они нелегально переправлялись в Таиланд, Малайзию и Индонезию. С 2012 года число беженцев только возрастает: по данным ООН, с января по март прошлого года около 24 тысяч рохинджа на лодках контрабандистов попытались покинуть страну. В 2015 году на территории Таиланда был обнаружен лагерь, в котором контрабандисты держали беженцев-рохинджа. Сотни мигрантов содержались в ужасающих условиях в ожидании того, что кто-нибудь заплатит за них выкуп. После того, как власти стали находить такие лагеря, контрабандисты перестали доставлять беженцев на берег. Это привело к появлению "лодочных лагерей", в которых на пике находилось до 10 тысяч человек. В 2015 году Малайзия и Индонезия согласились принять 7 тысяч морских мигрантов, однако данное разрешение – это разовый акт доброй воли, так как власти этих стран опасаются, что за одной партией беженцев прибудут новые.

"Мы стремимся к единому решению, которое приведет к миру и стабильности для всех общин в Мьянме, – отметила Аун Сан Су Чжи, которая сама исповедует буддизм. – Наше правительство действует, исходя из целостной парадигмы, в рамках которой разрабатываются краткосрочные и долгосрочные программы, направленные на развитие взаимопонимания и доверия".

Глава МИД Мьянмы в своём выступлении также упомянула о консультативной комиссии по штату Ракхайн, председателем которой является бывший Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан. В соответствии с мандатом ООН, охватывающим основные права и вопросы безопасности, специальная комиссия продолжает предоставлять техническую, финансовую и программную поддержку для стабилизации ситуации в штате. Аун Сан Су Чжи отметила, что созданию комиссии препятствовали "постоянные возражения некоторых сторон", однако правительство страны, несмотря ни на что, будет продолжать работать, пока в Ракхайне не наступит мир.

На последующем собрании "Азиатском обществе" в Нью-Йорке Су Чжи заявила, что Мьянма находится в начале своего пути к демократии, так как четверть мест в парламенте по-прежнему занимают не избираемые военнослужащие. По словам министра, в необходимости мира нужно убедить все вооружённые группировки Мьянмы, которые по-прежнему контролируют некоторые районы страны. Приоритетной задачей правительства является создание рабочих мест, поэтому государство должно привлечь инвестиции в наименее развитые районы, в которых проживают этнические меньшинства, в том числе – рохинджа.

При этом для правительства Мьянмы такой национальности попросту не существует. Несмотря на историческую победу НЛД на ноябрьских выборах прошлого года, они по-прежнему не включены в перечень из 135 народностей страны. Рохинджа не имеют гражданства Мьянмы, поэтому они ограничены в правах по сравнению с коренным населением страны. Кроме того, в июне 2016 года Су Чжи призвала международное сообщество отказаться от термина "рохинджа". По мнению министра иностранных дел, корректнее называть эту народность "мусульманским сообществом штата Ракхайн". Государственный секретарь США Джон Керри во время своего визита в Мьянму в 2016 году поднимал тему рохинджа, однако Су Чжи дала понять, что положение мусульманского меньшинства является исключительно внутренней проблемой страны.

Во время парламентских выборов в Мьянме, которые прошли в 2015 году, Аун Сан Су Чжи постоянно подвергалась критике из-за того, что никак не комментировала бедственное положение народности рохинджа. Культовая фигура для Мьянмы по защите прав человека была чрезвычайно сдержана, когда речь заходила об этническом меньшинстве, населяющем штат Ракхайн. Ещё до выборов, в 2013 году она посетила Великобританию и в интервью заявила, что никаких этнических чисток не происходит, несмотря на подтверждённые массовые убийства и бегство представителей рохинджа из страны.

Сразу после победы на исторических выборах один из ближайших соратников Су Чжи по партии "Национальная лига за демократию" У Вин Хтеин заявил, что помощь преследуемому мусульманскому меньшинству не входит в список основных задач партии.

"У нас другие приоритеты, – подчеркнул он. – Это мир, экономическое развитие и конституционные реформы".