"Без смущения": выставка Джока Стерджеса не выдержала гнева

Казалось бы, частное сегодняшнее событие в Москве, но оно привлекло активный общероссийский интерес. В Центре фотографии имени братьев Люмьер неожиданно захлопнулись двери на выставку известного американского фотографа Джока Стерджеса.

Автор: Дмитрий Киселёв

Казалось бы, частное сегодняшнее событие в Москве, но оно привлекло активный общероссийский интерес. В Центре фотографии имени братьев Люмьер неожиданно захлопнулись двери на выставку известного американского фотографа Джока Стерджеса. Какие конкретно фотографии были выставлены, мало, кто знает, поскольку на экспозиции успели побывать немногие.

Недавно назначенный президентом детский омбудсмен Анна Кузнецова уже заявила: "Просто жутко, что фотовыставка автора, чьи работы признаны Роскомнадзором детской порнографией, может иметь место в культурной жизни нашей столицы".

Реакция омбудсмена была ответом на общественное недовольство самим фактом организации выставки Джока Стерджеса, некоторые работы которого ранее Роскомнадзор действительно признавал детской порнографией и в рамках своей ответственности по закону блокировал в Сети. Но, по словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, "анализ этой конкретной экспозиции ведомство не проводило, что и не его функция".

Со своей стороны, куратор выставки Наталья Григорьева-Литвинская заявила, что детской порнографии в экспозиции нет вообще, а снимки взрослых моделей-нудистов носят художественный характер, к тому же для Москвы снимки Стерджеса тщательно отобраны.

"Обвинения, выставленные в Сети, и фотографии, которые демонстрируются как якобы с выставки в Центре фотографии, никакого отношения к выставке не имеют", — сказала Григорьева-Литвинская.

Так или иначе, а тема возникает. Активные граждане уже обратились в прокуратуру с требованием проверить экспозицию на предмет соблюдения закона в этом, прямо скажем, пограничном случае. Детский омбудсмен Анна Кузнецова поддерживает такую постановку вопроса, но в то же время и против хулиганства, вандальных действий, которые, к сожалению, имели место в выставочном зале братьев Люмьер. До окончания проверки работа уже ставшей скандальной выставки приостановлена.

Пока рано судить категорично, что произошло. В любом случае Россия имеет право на свою культурную самобытность. Если ею пользуются полностью мусульманские страны или какая-нибудь Голландия, то почему России нужно отказывать в таком же праве быть собой?

Правда, на сей раз все не так масштабно, ведь речь в данном случае идет не о картинках для школьных учебников, а о микроскопической выставке с маркировкой "18+". Если так, то стоит услышать и мнение киноведа, культуролога Кирилла Разлогова.

"Когда речь идет о явлении локальном, то любой разговор о запрете абсолютно беспредметен. Можно ограничить возраст людей, допускаемых на эту выставку. Это реально. А так искусство для того и существует, чтобы нарушать запреты. А если речь идет об искусстве, то там много чего можно найти и в старом классическом, и в древнем, и в Библии есть многие вещи, которые порицаются и порицались. Но это не означает, что об этом нельзя говорить и это нельзя показывать. Это нельзя делать — другой вопрос", — считает Кирилл Разлогов, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, киновед, культуролог.

Как обычно, дискуссии подобного рода возникают у нас по конкретным поводам.

Автор: Варвара Невская

Что в центре экспозиции, разобраться получается ни сразу. Здесь и либеральные репортеры, и утонченные искусствоведы, и будто бы оправдывающиеся организаторы, и солидные общественные деятели — все вместе в периметре белоснежного интерьера фотоцентра имени Братьев Люмьер. На их фоне 35 работ скандального фотографа Джока Стерджиса на время меркнут. Но мужчина, представившийся просто Саней, гражданином России, довольно быстро возвращает к ним общественный интерес.

К аромату обреченности добавляется резкий запах урины. И хоть пластиковая бутылка, ставшая символом этой борьбы с художественной педофилией и остается сиротливо лежать на полу, ее сопротивляющегося хозяина заботливо провожают в полицейский автомобиль. Его реакция — будто квинтэссенция народного гнева.

"Поступило огромное количество возмущенных обращений со стороны граждан, людей, которые были возмущены именно теми фотографиями, которые в том числе показали мне. Это был кошмар. Я сразу обратился в полицию, в прокуратуру, в префектуру", — заявил Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ.

И в этом общественник был не первым. Свое убедительное "нет" фривольной выставке ранее высказывали и член Совфеда Елена Мизулина, и детский омбудсмен Анна Кузнецова. Не упустил шанса оседлать волну протеста и православный активист Дмитрий Энтео.

На недовольные выкрики "куда смотрел Минкульт?" организатор фотоэкспозиции Эдуард, облаченный в темно-фиолетовый кардиган, лишь пожимает плечами. Министерство о проведении выставки под говорящим названием "Без смущения" фотоцентр уведомил за несколько месяцев, но никаких санкций от ведомства не последовало. С грустью взирая в сторону камер, мужчина размышляет, как убедить общество, что это все же искусство.

Все началось с Интернета. Публикация самых откровенных работ 69-летнего фотографа одним из пользователей вызвала эффект цунами. Коллекция Стерджиса насчитывает немало фотографий, где обнаженные Лолиты в томных позах предстают перед объективом. О том, что на самой выставке в центре Москвы данные фото не представлены, а работы, допущенные до экспозиции, весьма невинны, задумываться никто не стал.

В 90-е годы выходец из Нью-Йорка имел немало проблем с ФБР. В его творческих студиях проходили обыски, а ему самому не раз угрожали религиозные активисты. Впрочем, ни одного выигранного дела по обвинению в пропаганде педофилии у противников Стерджиса нет. Так же, как и нет однозначного ответа, где заканчивается искусство и начинается разврат.

"Нужно разбираться в искусстве, попытаться как-то приводить себя в какое-то адекватное состояние, понимать, чем живет искусство, чем живут люди, которые хотят разбираться в нем. Надо разбираться в себе. Чтобы адекватно реагировать, надо разбираться в себе", — уверена Наталья Григорьева-Литвинская.

Кордон из представителей Центра профилактики правонарушений, которые по просьбе Антона Цветкова якобы охраняли экспозицию от той самой неадекватной реакции, как оказалось с точки зрения закона, вели себя не очень адекватно.

"Мы понимаем, что ни у одного общественного движения нет полномочий, чтобы что-то запрещать или разрешать. Это все-таки прерогатива органов власти. В данном случае, если мы действительно имеем дело с преступлением, то нужно вызывать правоохранительные органы. И ни одно общественное движение, ни одна общественная организация не могут препятствовать проведению выставки", — заявила юрист Анастасия Рагулина

Провокационные работы Джока Стерджиса, так горячо обсуждаемые в Интернете, на этой выставке представлены не были, а с теми, что действительно висят, например, обнаженная мать обнимает свою дочь, россияне ознакомится уже не смогут — выставка официально закрыта с 25 сентября.