Директор Галереи Уффици: у меня не работа, а мечта!

Интервью с директором Галереи Уффици, которому Россия обязана уникальной выставкой работ Рафаэля. Уроженец Германии Айке Шмидт получил эту должность, победив в конкурсе на замещение вакансий крупных итальянских музеев. Для 47-летнего искусствоведа Флоренция стала родной.

Интервью с директором Галереи Уффици, которому Россия обязана уникальной выставкой работ Рафаэля. Уроженец Германии Айке Шмидт получил эту должность, победив в конкурсе на замещение вакансий крупных итальянских музеев, впервые открытом для иностранцев. Для 47-летнего искусствоведа Флоренция стала любимой и даже родной — здесь он жил семь лет, здесь добился мирового признания. Кроме того, в послужном списке Айке Шмидта работа в Институте искусств Миннеаполиса, в вашингтонской Национальной галерее, Музее Гетти в Лос-Анджелесе и лондонском Sotheby's.

- Господин Шмидт, спасибо Вам огромное за эту невероятную выставку. А правда ли, что две картины из тех, что привезли в Москву, имели статус никогда невывозимых из Италии?

- Мы, конечно, не имеем права давать никакой информации из соображений безопасности, о том, где в данный момент находятся картины, до того, как они приезжают на выставку. Но, на самом деле, картины Рафаэля уезжают из Флоренции крайне редко. Одно из полотен последний раз вывозилось в 1930 году, а два имели статус "непокидаемых" Италию, как национальное достояние самого высокого уровня.

Для Москвы было сделано исключение. Причин для "невывоза" две: сохранность (переезд может катализировать процесс старения) и то, что любой шедевр такого уровня дорог для каждого музея — именно на него в постоянной экспозиции идет посетитель. Принять такое беспрецедентное решение помогла многолетняя дружба России с Италией.

- Я общалась с Господином послом Чезаре Мария Рагальини, который сказал, что процесс подготовки этой выставки шел очень непросто. Но на самом деле даже список того, что будет привезено, стал известен буквально за несколько дней до открытия выставки. С чем были связаны эти проблемы, и какие аргументы были приведены Вами, послом в пользу того, чтобы привезти эти шедевры в Москву?

- Те переговоры, которые предшествовали решению о том, что выставка состоится, это не были переговоры в традиционном их понимании, поскольку обе стороны — и мы, и Музей имени Пушкина, с самого начала с большим воодушевлением отнеслись к такой идее. Но для того, чтобы эти шедевры могли отправиться в путь, необходимо было провести целый ряд технических анализов, технических и научных процедур, которые включали в себя, например, рентгенографию и анализ под микроскопом. Причем, не только самих полотен, но и рам, в которые они помещены. Поэтому иногда, когда такие анализы проводятся, выявляются некоторые моменты, которые не позволяют этим картинам путешествовать. И вот именно этот процесс анализа и тщательного изучения состояния картин привел к тому, что выставка готовилась так долго, что список корректировался до последнего.

- У вас потрясающая карьера – за плечами опыт в американских музеях, в аукционных домах. Уроженец Германии, вы удостоились невероятной возможности возглавить один из лучших музеев не только Италии, но и мира. И это говорит о том, какой у вас высокий профессиональный уровень, какой Вы креативный человек. Мне понравилась одна из ваших последних идей, над которыми вы сейчас работаете совместно с итальянскими университетами. Вы занимаетесь проблемой очереди из посетителей, которая растягивается вокруг Уффици на 3-4 часа. Та же проблема у Пушкинского музея. И что вам удалось понять, как вы будете решать эту проблему?

- Это довольно сложная система, которую мы разрабатываем вместе с факультетом информатики университета города Лаквила в области Марке, и речь идет не просто о программном обеспечении. Речь идет о создании архитектуры, которая недоступна человеческому глазу. То есть, информационной архитектуры, которая будет учитывать все компоненты, которые присутствуют в опыте посетителя, что приходит в крупный музей. И мы собираемся опробовать эту систему в следующем году.

В 2018 мы намерены применить ее в галерее Уффици, и если опыт пройдет успешно, то, безусловно, такую систему можно экспортировать и применять с успехом в музеях всего мира. Ведь до сих пор менеджмент управления людскими потоками организован так, каким он был 200 лет назад: все встают в одну очередь, входят в одну дверь и следуют по одному маршруту.

Но сейчас далеко не всех интересует полное собрание галереи. Кто-то хочет посмотреть только выставку, кого-то интересуют определенные залы, например, сначала автопортреты, а затем барокко и эпоха Возрождения и так далее. Создавая новую систему управления, мы собираемся перескочить из XIX века прямо в XXI. Мы хотим не просто сократить очереди, но сделать более удобным и функциональным посещение музея, предложить посетителям больший выбор.

Речь идет о диверсификации потоков посетителей, создании дополнительных входов и выходов, возможности разработать свой собственный маршрут. Современная технология все это позволяет. Первые результаты должны появиться уже в будущем году. И в 2018 система должна полностью заработать. При этом, хотя очереди и исчезнут, общее количество посетителей может увеличиться.

- Вы уже год занимаете должность директора галереи Уффици. Удалось ли Вам за это время разгадать секрет Рафаэля, секрет его невероятного обаяния, его гения, его влияния на людей?

- Понимаете ли, это действительно загадка, тайна, которую невозможно описать математической формулой. Безусловно, мне выпала огромная честь и настоящая привилегия работать директором такого крупного, такого значимого музея. И, конечно, для меня огромное удовольствие наблюдать, какой эффект, какое впечатление производят на посетителей картины Рафаэля, Микеланджело, Леонардо, Боттичелли.

В латинских галереях, которые обладают самой большой в мире коллекцией работ Рафаэля и также входят в состав галереи Уффици и непосредственно в самой Уффици, где тоже порядка 6 работ Рафаэля, мы это наблюдаем регулярно. И это, на самом деле, самое большое удовольствие, самый приятный момент для директора музея, когда ты видишь, что человек идет, прогуливается по залам, смотрит направо, смотрит налево, и вдруг в какой-то момент останавливается и замирает, начинает смотреть по-настоящему. Вот эта магия, вот эта ворожба остается таинством, которое, мне кажется, никто и никогда не сможет разгадать до конца.

- У вас просто работа мечты.

- Это, безусловно, так. И я надеюсь, что я от этой мечты, от этого дурмана не проснусь, не пробужусь. Для меня моя работа — невероятная возможность превратить музей во что-то новое. Место, где можно отдохнуть и расслабиться, может быть, сделать какие-то заметки и наброски, что гораздо креативнее, чем селфи— фундаментальное требование для современного музея.

Например, на выходе из коридора Вазари мы намереваемся обустроить ресторан, который расположится на одной из красивейших террас Флоренции. Отдохнув там и подкрепившись, посетители смогут продолжить свой маршрут в палаццо Питти или садах Боболи, посвятив весь день музейному пространству.

Важно, чтобы музей не превратился в механизм для зарабатывания денег. Каждый евро, который мы тратим, нами заработан. Но он заработан не на коммерциализации искусства, а на создании дополнительных услуг. Мы проводим в музее специальные мероприятия, организовываем специальные визиты и такое прочее. С новой системой менеджмента мы можем сами решать, где и как нам заработать, а где сэкономить. В то же время — и частное предпринимательство нас этому учит — неверно делать ставку на "низкий старт".

Успешные коммерческие группы, как Apple, не стремились, чтобы их компьютер стоил на 5 евро меньше, чем другие, а ставили на креативность и качество, давали возможность сотрудникам свободно развивать свои идеи и тем самым добились успеха. Эта схема вполне годится и для культурного менеджмента. Если дать свободу генерировать новые идеи, придут и деньги.

Культура не может играть на понижение. Во всяком случае, не думаю, что музей будущего должен превратиться в виртуальный компьютерный экран. Компьютерная технология есть у нас всех дома. Музей останется местом, где собраны оригинальные подлинные произведения. А технологии должны лишь помогать в интерпретации его экспонатов, давать необходимую информацию, но не более.

В идеале схема мне видится такой: человек смотрит на картину, потом переводит глаза на девайс, куда мгновенно поступает необходимая ему информация, и вновь поднимает глаза на произведение искусства. Если этой третьей фазы не случается, все зря.

- Вы не раз подчеркивали, что выставки даже такого невероятного уровня не самое главное в ваших отношениях с Пушкинским музеем, с которым подписан совсем недавно меморандум. И я уверена, что вместе с вами мы тоже поборем очереди, и вы привлечете еще больше новых посетителей в замечательные музеи. Спасибо.

- Спасибо.