Любимый дворец Николая II отмечает 105-летие

Увидеть Крым с высоты птичьего полета теперь смогут все желающие. На полуострове разрешили вертолетные экскурсии. Среди основных достопримечательностей, которые теперь стали доступны с нового ракурса — знаменитый Ливадийский дворец. "Жемчужина южного берега" отмечает свое 105-летие.

Увидеть Крым с высоты птичьего полета теперь смогут все желающие. На полуострове разрешили вертолетные экскурсии. Среди основных достопримечательностей, которые теперь стали доступны с нового ракурса — знаменитый Ливадийский дворец. "Жемчужина южного берега" отмечает свое 105-летие.

Счастливая Ливадия Романовых. Этот белоснежный дворец станет для них домом, как они и хотели. Любимая летняя резиденция Николая II.

Колокольный перезвон разносится над Ливадийским дворцом, как и 105 лет назад, когда от Крестовоздвиженской церкви, той самой, где молились три поколения русский царей, начался небольшой крестный ход. Строительство нового дворца спустя почти 17 месяцев (рекордные по тем временам сроки), было завершено. Ливадия ждала императорскую семью Романовых.

"В Крыму была жизнь, а в Петербурге — служба" — как говорила одна из дочерей Николая II. Эти чёрно-белые снимки – словно застывшие мгновения счастья на южном берегу полуострова. У последнего российского императора был свой панорамный фотоаппарат — один из первых в мире.

"Царская семья много фотографировала. Они любили, приезжая в Петербург, холодными вечерами вклеивать фотографии в альбомы и вспоминать, как им было хорошо на южном берегу, в их любимом Ливадийском дворце", — рассказывает Валентина Шведова, начальник научно-методического отдела Ливадийского дворцово-паркового музея заповедника.

Утро здесь начинали с чашечки кофе на балконе, любуясь видом на море и горы. Пока Николай II работал в своём кабинете, а у него их было два — один парадный, для приёма гостей, другой — для решения вопросов государственной важности, великие княжны и цесаревич занимались с преподавателями.

Вот и классная доска, и дневники и даже акварельные рисунки Ольги и Татьяны. Основам живописи их учил Николай Краснов, тот самый архитектор дворца. "Я бы хотел никогда не выезжать отсюда", — говорил Николай II, хотя за всё время со своей семьёй он жил здесь чуть больше полугода.

Мраморный зал — сердце Ливадийского дворца. На первом взрослом балу здесь кружилась в танце царевна Ольга в день своего совершеннолетия.

А уже в 1925 году здесь впервые обедали крестьяне, те, что приехали на лечение в противотуберкулёзный санаторий. Койки и тумбочки во дворец вносили через эти парадные двери. Ливадийский стал первой в мире здравницей для трудящихся. Спустя ещё двадцать лет в том же зале за круглым столом встретились лидеры "большой тройки".

На подготовку к ялтинской конференции у Советского Союза было всего несколько месяцев. Меры безопасности — беспрецедентные. Чтобы немецкие бомбардировщики не сорвали конференцию, Берлин ежедневно получал дезинформацию о плохой погоде в Крыму. В феврале 1945-го Сталин, Рузвельт и Черчилль здесь создавали архитектуру послевоенного мира.

"За несколько месяцев до начала Крымской конференции сюда в Крым было направлено полторы тысячи вагонов со всем необходимым, начиная от дров и угля, заканчивая продовольствием. Здесь сохраняется исторический дух Ялтинской конференции. Черчилль, Сталин и Рузвельт заседали здесь и вырабатывали решения", — рассказывает Дмитрий Блинцов, младший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела "Крымская конференция" Ливадийского дворцово-паркового музея заповедника.

Дворец большой политики, где творилась история. Увидеть залы, где "победители делили мир" сегодня специально приезжают туристы из разных стран. Ливадийскому дворцу – чуть больше века, 105 лет. Но разве по меркам истории — это возраст?