Наговицын: мы должны гарантировать людям, что они не останутся за бортом

В течение 2009 года в Бурятии будет создано 8-10 тысяч временных рабочих мест и 2 тысячи новых мест постоянной работы. Об этом в интервью "Вестям" сообщил президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын.

В течение 2009 года в Бурятии будет создано 8-10 тысяч временных рабочих мест и 2 тысячи новых мест постоянной работы, еще 2–2,5 тысячи человек будут направлены на переобучение, они получат наиболее востребованные на сегодня специальности. Об этом в интервью "Вестям" сообщил президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын.

- Спасибо, что пришли рассказать о своих успехах и проблемах. И первый вопрос. У Бурятии есть долговые обязательства. Вот что касается кризисного времени, сможете вы устоять с такими долгами?

- Два миллиарда к бюджету в 35 миллиардов, это конечно не такие большие деньги. Но, тем не менее, все-таки, есть обязательства. И, безусловно, они не бессрочны. У них наступают сроки погашения. Вот один из них будет в июне, потом будет в сентябре месяце. И мы должны будем погасить. И поскольку мы не планируем их гасить вообще, а только реструктуризировать этот долг, то есть, нужно перекредитоваться и снова привлечь эти кредитные ресурсы, то мы очень надеемся, что нам удастся это сделать, в том числе с поддержкой со стороны правительства федерального. Потому что мы считаем, что разумнее со всех сторон было бы сегодня все-таки перекредитовываться у бюджета. Потому что там, во-первых, ставка значительно меньше. Ну, вы знаете, что коммерческие банки сегодня поддерживаются под восемь процентов ставки. Мы же у банков кредитуемся под 20-25 процентов. Безусловно, логичнее был бы государству выдать нам под 8 процентов. Мы бы рассчитались с долговыми обязательствами с банками. И банки бы получили те же самые деньги для своих оборотных средств. Поэтому, мы надеемся, и сегодня в правительстве обсуждается этот вопрос очень активно, что именно так будет происходить.

- А что касается безработицы в регионе? Сколько у вас сейчас человек потеряли работу? И есть ли вакансии?

- Вы знаете, здесь странная ситуация происходит вообще. Потому что общая безработица у нас падает неуклонно. Она падала и в 2008 году, падает и в этом году. Но, тем не менее, есть такой показатель как регистрируемая безработица. Вот именно регистрируемая безработица растет. И растет за счет людей, которые не работали последние два года. Вот у нас всегда цифра держалась – где-то 7-7,5 тысячи регистрируемых безработных. Сегодня она достигла 16 тысяч. И в основном за счет этой категории людей показатель безработных достаточно большой – 16 тысяч. И мы, естественно, должны реагировать на это. Гарантировать людям, что они не останутся за бортом, потому что государство в сложное для них время подставит плечо. Нами разработана и принята программа. При поддержке федерального правительства мы выделяем на эту программу 560 миллионов рублей. Куда будут потрачены эти деньги? На создание работ временного характера, это примерно 8-10 тысяч рабочих мест. На создание новых рабочих мест. В первую очередь, через поддержку малого бизнеса. Мы планируем, что только в этом году будет около двух тысяч новых постоянных рабочих мест создано. Это переобучение. То есть, люди будут заняты в этот период. Тоже порядка 2-2,5 тысячи человек будут получать те специальности, которые сегодня востребованы. Как рынок труда сегодня есть люди, которые предлагают свои рабочие руки, и есть биржа труда. То есть, там, где требуются эти рабочие места. Зачастую, к сожалению, вот они не совпадают, те профессии, которые имеются свободные, вакантные, и те, которые востребованы. Наша задача сделать так, чтобы сблизить позиции работодателя и тех людей, которые ищут работу. И, чтобы сократилась эта очередь безработных.

- Вы говорили о создании новых рабочих мест. Уже есть идея, как это сделать?

- Ну да. Во-первых, во всех службах занятости созданы такие структурные подразделения, которые оказывают на абсолютно бесплатной основе поддержку людям, которые хотят создать свое собственное дело. В частности, они учат их, как создать это дело, разработке бизнес-проекта, бесплатно регистрируются документу по этому предприятию. И даже выдается стартовый капитал. Пусть это небольшие деньги, но это все-таки деньги. Это то пособие, которое может быть начислено этому человеку за год. Порядка 70 тысяч рублей человеку сразу же выдается. Но, помимо этого, мы тоже своим бюджетом помогаем людям встать на ноги. Вот у нас, по нашему законодательству, человек может получить 500 тысяч рублей безвозвратных денег под бизнес-проект. Это так называемый старт-бизнес, программа, действующая в Республике Бурятия. Когда мы помогаем человеку начать свое дело. Мы знаем, что это рискованные деньги. Далеко не все дойдут до финиша, не все станут благоприятными предприятиями, у которых будет все хорошо в дальнейшем в жизни. Это нормальный эффект, когда 20-30 процентов предприятий попробовали, у них не получилось, они свернулись. Но зато оставшиеся 70-80 процентов, они встанут на ноги и потом начнут сами самостоятельно расти и создавать дополнительно рабочие места.

- Есть официальный отчет о том, что, скажем так, в Бурятии в 2008 году уровень бедности составил 20 процентов населения. Что сейчас происходит с доходами?

- Дело в том, что еще два года назад у нас уровень бедности был 36 процентов. И он неуклонно сейчас снижается благодаря тому, что все-таки нам удается справляться с безработицей. Общая безработица сокращается, у нас создаются новые рабочие места. И растет все-таки заработная плата. Несмотря на то, что мы в 2008 году заняли второе место по России по темпам прироста средней заработной платы, все равно уровень бедности остается достаточно высоким. Почему? Потому что, ну, все-таки в Бурятии никогда не была высокая заработная плата. И нам придется еще пройти определенную дорогу свою для того, чтобы выйти на средние показатели хотя бы по России. Мы двигаемся в этом направлении. Но, тем не менее, показатель 20 процентов для нас уже хороший.

- Вы не назвали цифру средней зарплаты вашего региона?

- Средняя зарплата у нас 14 с половиной тысяч составляет. Мы поднялись за два года почти в два раза. Средняя заработная плата была тогда где-то 8 тысяч рублей.

- Да, хорошая такая динамика получается.

- Динамика хорошая. За прошлый год в среднем заработная плата по республике выросла на 30 процентов.

- Что касается тех отраслей, которые присутствуют в регионе. Одна наверно из самых первых, кто пострадал от кризиса, это строительная. Что у вас сейчас происходит?

- Ну, у нас тоже был некий, я бы сказал так, испуг. Потому что, когда кризис начался, безусловно, наши строительные организации растерялись, и на всякий случай был приостановлено строительство. Но, на сегодняшний день мы разобрались в ситуации. В том числе, используем все возможные ресурсы, которые предоставило нам федеральное правительство. В частности, мы сейчас участвуем в программе ипотечного строительства. Мы получаем от федерального ипотечного агентства, получили 160 миллионов рублей на то, чтобы поддержать эту вот отрасль. Второе, мы на сегодняшний день активно помогаем людям, которые сегодня уже взяли кредиты. И если у них возникают проблемы, связанные с выплатой этих платежей, то, вы знаете, сегодня государство выкупает эти квартиры за этого человека, переоформляя ипотечный кредит на договор аренды. Вот, когда у этого человека появится возможность выкупить, мы ему предоставим такую возможность уже у государства выкупить эту квартиру. Но и мы, безусловно, участвуем в таких программах как строительство, снос аварийного, ветхого жилья, строительство социального. Также проведение капитального ремонта своего жилого фонда. Решаем проблему вместе с Федерацией по предоставлению жилья для военнослужащих. В этом году мы 600 квартир выкупаем у наших строителей для того, чтобы обеспечить военнослужащих. Сегодня у нас уже есть полная картина, сколько какого жилья будет сдано в этом году максимально. Все квартиры до единой уже имеют своего будущего потребителя. То есть, у строителей сегодня нет проблем. И мы их стимулируем, чтобы они только строили больше.

- Лесоперерабатывающие предприятия, они сейчас в каком состоянии находятся?

- Был период спада. Конец прошлого и начало этого года – первый квартал. Но сегодня уже наши предприятия лесоперерабатывающие приобрели и поставили технологии по глубокой переработке. Кое-кто уже начал продажу. Кое-кто еще завершает. Но, тем не менее, у всех деятельность направлена только на это. Что мы делаем? Какую глубокую переработку? Мы сейчас создали предприятие, которое готово поставлять жилой дом в разобранном виде. Полностью, со всеми абсолютно комплектующими: с гвоздями, шурупами, со всем. Все это упаковывается в полиэтиленовую пленку. Все это маркируется. И так, как вы приобретаете конструктор дома, там инструкция по сборке этого дома.

- Кто ваш покупатель?

- Покупатель – весь мир. То есть, он ориентирован сегодня, потому что там все делается из дерева, которое имеет глубокую сушку. Оно не поддается дальнейшей усадке. То есть, вы приобретаете это дом, снимаете пленку, строите и отделку в этот же год можете делать. Мы считаем, что это будет востребовано. Потому что метр квадратный обходится, в этом случае, у нас получается где-то порядка 20 тысяч рублей. Это конкурентная цена сегодня. Плюс, конечно, надо прибавить транспорт. В зависимости от того, где вы живете и куда надо поставить этот дом.

- Какие еще у вас проекты существуют? С Китаем, с Монголией, такое направление интересное. Говорят, сейчас в Монголии такие времена, как в наши 90-е. Сейчас там только начинается возрождение рыночной экономики.

– Ну, нам приходится в силу объективных обстоятельств много контактировать с монгольской стороной. С Китаем меньше, с Монголией больше. И связи развиваются у нас от году к году. У нас подписано соглашение между правительством Монголии и Республикой Бурятия. И мы каждый квартал встречаемся делегациями для того, чтобы меняться, и если надо, скорректировать наши планы. Но, безусловно, мы используем, каждая сторона хочет максимальную получить выгоду для себя. Ну, вот какая выгода может быть у Бурятии от Монголии? Естественно, сегодня в Монголии 45 тысяч голов различного скота. Сегодня Россия обеспечивает себя мясом чуть больше 50-ти процентов. То есть, у нас очень большой дефицит. Гораздо проще завезти племенной скот из точно такой же, адаптированной именно к нашим условиям Монголии, развести у нас и развить мясное производство. Именно мясное производство у нас более эффективно и рентабельно. Поэтому мы можем быть полезны, во-первых, для Монголии в решении этих вопросов. И, естественно, для всей Российской Федерации, если восстановим былую мощь всех наших перерабатывающих комплексов.

- Теперь хотелось бы поговорить об авиазавод в Улан-Удэ. Насколько он сейчас загружен? Существуют ли заказы? И в каком он состоянии сейчас находится?

- После вхождения завода в вертолетный холдинг, в Ростехнологии, у нас дела пошли лучше. Значительно лучше. Завод уже не занимается вопросами сбыта своей продукции и сервисным обслуживанием. Все вертолетный холдинг взял на себя. Сегодня вертолетный холдинг готов взять уже до 120 вертолетов. Мы, к сожалению, потеряли эту мощь, опустились до 30 вертолетов. И поэтому нам нужно некое время, чтобы разбежаться. Но, тем не менее, уже в этом году будет 65 вертолетов произведено. В следующем году 75. И завод идет на подъем. Мало того, завод раньше выпускал самолетную технику. Сегодня достигнуто соглашение с правительством Российской Федерации о том, что эта тематика также возобновляется. То есть, мы будем производить. В ближайшее время мы будем как раз обсуждать проблемы социально-экономического развития нашего предприятия. Мы встречались с руководством вертолетного холдинга. Мы будем обсуждать как раз новую модель, модельный ряд вертолетов, которые будем осваивать.

- Очень многие области в это кризисное время решились на секвестр своего бюджета. И, в первую очередь, они решили убрать расходы на транспортную структуру, на дорожные работы и так далее. Вот я знаю, что в вашей республике это большая проблема.

- У нас на сегодняшний день строится уникальная дорога. Понимаете, я имею в виду, когда мы говорим Российская Федерация, уникальное озеро Байкал, да? И всегда возникает, ну почему же люди лишены такой возможности, как отдыхать на озере Байкал? Да потому, что до него добраться невозможно. Потому что нет дороги. И вот, начиная с 2007 года, было принято решение вместе с Министерством транспорта Российской Федерации о строительстве этой дороги. Мы настолько благодарны Министерству за это решение. И сегодня эта дорога строится. И мы не снижаем объемов финансирования дороги ни в прошлом году, ни в этом. Считаем, что этого делать не надо и неправильно было бы. Во-первых, дорога сама по себе позволяет вовлечь очень большое количество неквалифицированного труда. Второе, дорога сама по себе открывает путь для инвестиций в само озеро Байкал. Потому что сегодня принято решение о том, чтобы создать там туристическую зону. Там есть сегодня уже резиденты, которые готовы это сделать. Сегодня у нас инвесторы, которые готовы 15 миллиардов, вот буквально сегодня вкладывать. В условиях кризиса, когда материалы резко упали вниз в стоимости, очень выгодно вкладывать деньги и обустраивать берег озера Байкал.