Президент Израиля напомнил депутатам Рады правду о Бабьем Яре

На Украине проходят мероприятия в память о трагедии Бабьего Яра. Это урочище в Киеве известно как место массовых расстрелов евреев, цыган и гражданского населения. Президент Израиля Реувен Ривлин, приглашенный в Раду, напомнил о том, что стыдятся произнести западные кураторы киевской демократии.

На Украине проходят мероприятия в память о трагедии 75-летней давности, получившей название Бабий Яр. Это урочище в Киеве известно всему миру как место массовых расстрелов евреев, цыган и гражданского населения. Именно в сентябре 1941-го фашисты, которым ассистировали местные украинские националисты, начали массовую бойню, уничтожив в общей сложности 200 тысяч человек. Участие в расстрелах бойцов ОУН, которые с 2015 года указом президента Порошенко считаются на Украине национальными героями, вносило в проходящие в четверг торжества определенную двусмысленность, которую, однако, не заметили приехавшие в Киев глава Евросовета Дональд Туск и министр торговли США Пенни Притцкер. Но президент Израиля Реувен Ривлин, приглашенный до этого в Раду, глядя в глаза депутатам, не смог промолчать о том, что стыдятся произнести западные кураторы новой киевской демократии.

"Около полутора миллионов евреев было убито на территории современной Украины во время Второй мировой войны в Бабьем Яру и многих других местах. Их расстреливали в лесах, возле оврагов и рвов, сталкивали в братские могилы. Многие пособники преступления были украинцами. И среди них особо выделялись бойцы ОУН, которые издевались над евреями, убивали их и во многих случаях выдавали немцам", — напомнил Ривлин.

Услышать такое в собственной Раде продолжатели дела Шухевича и Бандеры были, конечно же, не готовы. Нынешний председатель ОУН Червак, занимающий, кстати, должность заместителя председателя украинского Гостелерадио, назвал заявления Ривлина плевком в украинскую душу, а глава радикалов Ляшко потребовал извинений от президента Израиля. Президент своих слов обратно не взял. Потому что он, как и народ Израиля, знает и помнит, что было на самом деле в сентябре 1941-го.

"Здесь были траншеи и доски проложены. Нас загоняли палками и прикладами", — в Бабьем Яру Раиса Майстренко выжила чудом. Собой ее закрыла бабушка.

"Она меня держала и кричала: "Я русская я русская". Подходит полицай и говорит: "Что кричишь, здесь все жиды!" — вспоминает Раиса Майстренко.

Фашисты вошли в Киев 19 сентября 1941-го. А уже через десять дней евреям с документами и вещами было приказано следовать к точке сбора.

"Полицай маму кулаком по голове — бах! Она упала, он каблуком наступил на грудь девочке. Я только видел, как он маму застрелил. А потом Гриша меня отвернул. Я всю войну больше боялся полицая, чем немца", — рассказывает выживший в Бабьем Яру Михаил Сидько.

В Бабьем Яру у людей отнимали документы, раздевали и расстреливали у оврага из пулемета. Жуткие сцены — в документах и описаниях историков.

"Украинские полицаи, судя по акценту — не местные, а явно с запада Украины, грубо хватали людей, лупили, кричали: роздягаться!" — пишет Анатолий Кузнецов в романе-воспоминании "Бабий Яр".

Из материалов Нюрнбергского процесса: "Первую отобранную для расстрела группу заставили лечь на дно рва, лицом вниз расстреливали из автоматов. На их место вторым ярусом укладывали следующую партию казнимых и вновь расстреливали из автоматов".

"Я думал об этих украинцах: как они только дошли до такого: посреди леса, надев чужую военную форму, без какой либо доступной их пониманию причины убивают людей, которые им ничего не сделали", — пишет американец Джонатан Литтелл в романе "Благоволительницы".

За два сентябрьских дня фашисты и их украинские помощники расстреляли свыше 33 тысяч евреев. А за два года оккупации цифра расстрелянных приближается к 200 тысячам. Исторического раскаяния за пособничество у украинских националистов нет и сегодня. Депутат Ровенского горсовета некто Шкуратюк в свое время даже заявил: "Я горжусь, что среди карателей в Бабьем Яру было 1200 полицаев из ОУН и только 300 немцев". Некоторые украинские историки пошли еще дальше.

"Стали подавать дело так, что этого либо вообще не было, либо это жертвы сталинских расстрелов. С другой стороны, подается, что там же похоронены украинские националисты, боровшиеся с фашистами", — отмечает доктор исторических наук, профессор Института истории СпбГУ Кирилл Назаренко.

Потом будут Бухенвальд, Дахау, Освенцим, освобождение которого вслед за польским министром Схетыной Яценюк записал в заслугу украинцам. Украинцы там действительно были — вот только нередко с другой стороны и в другой форме. В одном лишь учебном лагере СС "Травники" вблизи Люблина, где из украинских коллаборационистов готовили охранников и карателей, их тренировалось четыре тысячи человек. А из карателей отличившегося в Киеве Буковинского куреня позже сформировали 115-й и 118-й шуцманшафт-батальоны. Десятки тысяч украинских коллаборационистов воевали в боевых дивизиях — таких как "Галичина", но чаще им доверяли функцию, которой сами немцы чурались — охрану лагерей и массовые ликвидации. Бабий Яр стал чудовищным преступлением и одной из самых кровавых страниц Холокоста.

"Главную ответственность за Холокост несут нацистские преступники. Ответственность за него несут все, кто поддался этой пропаганде, и те, кто в этом участвовал. И они никак не могут быть героями современной Украины", — подчеркивает кандидат исторических наук, основатель и сопредседатель НПЦ "Холокост" Илья Альтман.

Сегодня памятная плита украинским националистам есть и на скорбном монументе в Бабьем Яру, где покоятся останки десятков тысяч расстрелянных за два года нацистской оккупации. Целый город, сопоставимый по размерам с Житомиром или Винницей. Со всем его населением, от детей до стариков. Нескончаемая вереница человеческих судеб, забыть которые мы не имеем права.