Как живут российские учителя

Как живется российскому учителю в городе и на селе?

Как живется российскому учителю в городе и на селе?

Первый класс в новоямской школе самый большой. Здесь аж пять учеников. Занимают целый ряд. Идет урок рисования. За соседними партами — второклашки — их трое. Пока одни рисуют, другие складывают и вычитают — у них математика.

Это раньше в параллелях было несколько классов, теперь и классы-то не все. Третьего нет, в четвертом — один ученик. Их всего восемнадцать. Когда Нина Брагина начинала работать тридцать лет назад, за партами сидели больше ста школьников.

В селе остались 300 жителей. Работы нет. Молодые стремятся в город. Каждый год школе грозят закрытием.

"Из-за того что нет в селе садика, ребятишки приходят совсем неподготовленные. Даже не знают буквы. И учить их писать и читать очень тяжело", — признается Галина Забродина, учитель начальных классов новоямской средней школы.

Галина каллиграфически выводит буквы, исправляет ошибки. Вечером, отложив тетради в сторону, с головой погружается в домашние заботы.

В школе тоже есть огород. В зиму засолили тридцать банок огурцов. Хоть какое-то разнообразие к школьному столу. На 31 рубль 33 копейки, выделенные на обед одному ребенку, сытно не накормишь. Повар баба Маша готовит из своих продуктов. "Могу принести яичко и лук, картошку свою", — говорит она.

Овощи с грядки идут и на школьные парты. Учитель биологии предметно объясняет, почему зеленые клубни картофеля есть нельзя, — в них содержится ядовитый солонин.

Евгений Келин, учитель биологии, приезжает в слободу раз в неделю по субботам на шесть уроков. "Городской ребенок больше соблазнов имеет. У него — выход в Интернет. Если вы заметили, здесь даже сотовой связи нет. И мы все время шутим: давайте ЕГЭ в Новоямской Слободе проведем, поскольку здесь списать нереально", — сказал Евгений.

Присматривается к ребятам. Способных забирает в республиканский лицей для одаренных, где тоже преподает. За 150 километров от Новоямской Слободы, в Саранске.

В лицей принимают с седьмого класса. Отбирают лучших со всей страны. Это как школа олимпийского резерва. Только вместо спорта — физика, химия, биология, математика.

Подготовить победителя или хотя бы призера — это цель каждого преподавателя. Людмила Юркина даже разводит брюхоногих улиток. Когда появится потомство, их будут препарировать. Это один из этапов Всероссийской олимпиады по биологии.

Когда педагог увлекает, дети тоже загораются. Научный руководитель лицея Дмитрий Подлесный показывает физическую лабораторию, созданную учителями. Приборы разрабатывают сами, собирают на саранском заводе. Такие установки есть не в каждом университете. Это уровень второго курса. Далеко за рамками школьной программы. В профильных классах — по пять уроков физики в день. Кажется, тяжело, но дети не жалуются.

Альберт Тажигулов разработал фрезерный станок с чиповым управлением и протез-сурдопереводчик. Выигрывает президентские гранты и тут же вкладывает в новые идеи.

В лицее есть даже обсерватория. Астрономию несколько лет назад ввели как факультатив. Преподавателя пригласили из Сарова.

В Санкт-Петербург ездят сами — на сборы в президентский физико-математический лицей №239. Легендарный. В 2018-м ему исполнится сто лет.

В блокаду лицей располагался в здании со львами на Адмиралтейском проспекте. Знаменит лицей своими выпускниками. Здесь учились будущие филдсовские лауреаты Станислав Смирнов и Григорий Перельман.

Учитель математики Егор Филатов — тоже бывший выпускник. Он мог бы пойти в науку, но осознанно выбрал школу. Кроме строгой науки занимается с учениками туризмом. В этом году ездили на Байкал.

"Для себя я считаю главной задачей, чтобы ребята в этом мире выжили, то есть когда они выпускаются, чтобы они могли дальше расти и развиваться, приносить пользу", — отметил Филатов.

В этом году открыли интернат для лицеистов, чтобы дать возможность талантливым детям от Хабаровска до Калининграда получать образование на высоком уровне. Отдельные комнаты, где просторно и комфортно. Фасады мебели знакомят с Петербургом. Современные компьютеры, скоростной Интернет. Надо только учиться.

"Когда я учился в Новороссийске, я получал там одни "пятерки". Был круглым отличником. Это было легко. А здесь я сразу же нахватал кучу нехороших оценок, потом пришлось выкарабкиваться", — вспоминает Виктор Мигрин, ученик президентского физико-математического лицея №239.

Учителям тоже бывает трудно — от бумажной волокиты. Работа с документами занимает больше времени, чем уроки.

"Мне бы очень хотелось, чтобы было как можно больше доверия к директорам, к учителям и ученикам. Потому что бумаги, на которые все жалуются, они исчезнут сами собой", — считает директор лицея Максим Пратусевич.

В лицее готовятся ко Дню учителя. В канун праздника о проблемах стараются не думать.

Настраиваются на позитив и их коллеги из Новоямской Слободы, хотя перспективы не радуют, ведь если школу закроют, деревня исчезнет.