Тайские демократы хотят оставить хунту у власти

После принятия новой конституции на референдуме военные власти Таиланда пообещали провести парламентские выборы до конца 2017 года. Впрочем, от их результатов состав правительства может не сильно измениться: члены Демократической партии просят военных создать свою партию и остаться у власти.

Депутаты Демократической партии Таиланда считают, что премьер-министра Прают Чан-оча – бывший генерал, пришедший к власти в результате военного переворота в мае 2014 года, должен остаться премьер-министром после всеобщих выборов, которые должны пройти в стране в сентябре или октябре 2017 года. Законодатели также считают, что военным, входящим в правящую хунту, стоит сформировать свою партию, чтобы остаться у власти. По их словам, Демократическая партия готова сформировать с такой партией правящую коалицию.

Ясность с выборами появилась после того, как на августовском референдуме тайцы большинством голосом поддержали новый проект основного закона, предложенный военным правительством. Несмотря на критику правозащитных групп и оппозиционных партий, призвавших бойкотировать референдум, за новую конституцию проголосовало более 60% избирателей при нехарактерно высокой для Таиланда явке в 80%. Это стало поводом для критиков хунты заявить, что Чан-оча планирует остаться у руля государства всерьёз и надолго, несмотря на его собственные заявления о намерении оставить руководящий пост после выборов.

"Это [результаты референдума] заставит лидера хунты Праюта думать, что за ним стоят миллионы тайцев и продлит контроль военных не на два года, а на двадцать", — уверен Сунай Фасук из отделения Human Right Watch в Таиланде. Он отмечает, что новая конституция является очевидным ущемлением демократических принципов, так как гарантирует военным эксклюзивные полномочия, делая их главной политической силой в стране.

Согласно новой редакции основного закона, именно армии будет принадлежать право назначать членов 250-местной верхней палаты парламента, шесть мест в котором будут зарезервированы для высших военных и полицейских чинов. Стоит отметить, что данная редакция является 19-й по счёту: после изменения государственного строя в 1932 году в стране произошло уже 18 военных переворотов. Именно усталостью от постоянной политической неразберихи объясняют наблюдатели и высокую явку избирателей, которые надеются, что политическая стабильность вернёт в страну инвестиции и экономический рост.

Сам Прают Чан-оча ранее неоднократно подчёркивал, что не исключает того, что может остаться премьером после выборов, однако сделает это лишь в том случае, "если все остальные варианты будут исчерпаны". Ещё более радикально высказывались другие члены хунты, называвшие её временной мерой, необходимость в которой после проведения выборов отпадёт. Однако теперь выясняется, что у власти могут остаться те же самые люди – просто под новой вывеской.

Так, Пэйбун Нититаван, бывший сенатор, назначенный военными властями членом комитета конституционных реформ, не скрывает, что ряд членов нынешнего правительства намерены создать партию, которая будет принимать активное участие в политической жизни страны и поддерживать Праюта Чан-оча в качестве кандидата на премьерский пост.

"У нас есть отставные генералы и солдаты, заинтересованные в том, чтобы присоединиться к нашей партии, — заявил Пэйбун. – Нам нужен хороший человек, способный воплотить те реформы, которые были приняты хунтой. Для меня это генерал Прают".

Сурананд Веджаджива, работавший в кабинете низложенной в 2014 году премьер-министра Йинглак Чиннават, уверен, что партия, в списке которой первое место будет занимать Прают Чан-оча, имеет большие шансы занять первое место на парламентских выборах. По его словам, главная причина заключается в менталитете. "Дело здесь в тайской политической культуре: мы ждём человека, который придёт и решит все наши проблемы", — отметил Веджаджива.

Демократическая партия Таиланда уже заявила, что поддержит Праюта Чан-оча и партию бывших членов хунты в случае, если они решат участвовать в выборах. Для того чтобы назначить премьер-министра и принимать новые законы, новой партии или коалиции будет необходимо контролировать не менее 125 мест в избираемой нижней палате парламента. Впрочем, назвать Демпартию поборником демократии сложно. Так, в ходе политического кризиса, предшествовавшего военному перевороту, её члены предлагали ввести на выборах образовательный и имущественный ценз, то есть, по сути, перечеркнуть одно из главных достижений, которых демократия добилась за последнее столетие.