Набиуллина рассказала, как не запутаться в пенсионных накоплениях

На телеканале "Россия 1" завершилось народное голосование, какими будут изображения на новых купюрах Банка России в 200 и 2000 рублей.

На телеканале "Россия 1" завершилось народное голосование, какими будут изображения на новых купюрах Банка России в 200 и 2000 рублей. Победили Севастополь и Дальний Восток. Но пока за работу взялись художники, давайте вглядимся на некоторые уже известные купюры и обнаружим на них несколько парадоксов.

Сегодняшние сто рублей с изображением Москвы и конкретно Большого театра. Если вглядеться, странный какой-то Большой театр. Согласно купюре, на фасаде — гладкая стена. На самом деле там висит огромных размеров мемориальная табличка, гласящая, что в декабре 1922 года здесь был учрежден СССР. Масштаб ее таков, что должно бы быть видно и на банкноте. И, напротив, согласно купюре, над портиком и квадригой — все еще герб СССР. Хотя на самом деле там уже давно двуглавый орел.

Царские сто рублей, так называемая "Катенька", потому что с портретом Екатерины II. Но если кто ее не знал (допустим иностранец, который не понимал, что это за царица, какой страны), то на оборотной стороне для верности был герб Российской империи.

Потом были революция и свержение монархии. Соответственно, на купюре в сто рублей временного правительства во главе с Керенским, на "керенках", двуглавого орла лишили императорских корон.

А теперь опять смотрим на современные сто рублей. И на них орел без корон, потому что на российских купюрах не герб, а знак Центробанка. Так какими будут новые купюры? Об этом, а также о пенсиях в интервью "Вестям в субботу" рассказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

- Эльвира Сахипзадовна, а вы сами голосовали?

- Да.

- Скажете, за кого?

- Мой голос отдан одному из победителей, скажем так.

- Вам повезло. Вообще, удивительная история, что Дальний Восток прорвался, потому что там была уже ночь во время финала голосования. В принципе, они сами за себя голосовать особенно не могли. Как солидаризировалась вся страна!

- Голосовала вся страна. Страна выбирала их.

- Когда вы соберетесь на Совет Банка России решать, кому достанутся 200 рублей, а кому две тысячи?

- Думаю, это будет на одном из ближайших заседаний Совета директоров.

- "Владивосток-2000" — это просто фраза из песни или все-таки она где-то в подсознании?

- Это фраза из песни. Мы, конечно, это будем учитывать.

- Когда появятся эти купюры?

- Мы работаем над тем, чтобы они появились где-то концу 2017 года, потому что это целый процесс.

- То есть художники еще не садились рисовать?

- Да. Сейчас осуществлен выбор символов. Нужно будет готовить дизайн этих купюр, обсуждать и так далее.

- А вы никогда не задумывались над тем, что мы до сих пор платим в "керенках"?

- Что вы имеете в виду?

- На царских купюрах был государственный герб Российской империи. Государственный герб Российской Федерации сейчас тот же. Для сравнения: две монеты в 10 рублей. На одной вот появился герб, на другой, как на "керенке" — орел, знак Банка России на самом деле.

- Да, это знак Банка России. Он постепенно выводится. Мы приняли решение о том, что будет новый герб.

- На монетах – гербы, а на купюрах будет герб или знак Банка России?

- Герб.

- На новых купюрах будет герб?

- Да.

- Хотя бы одна вещь про новые купюры уже известна.

- Да.

- А вы не боитесь их слишком много напечатать и таким образом подхлестнуть инфляцию?

- Нет. Мы будем печатать столько, сколько будет потребность у людей в использовании этих купюр. Скорее всего, они вытеснят частично смежные номиналы, то есть 200 будут вытеснять 100 рублей, 500 рублей, две тысячи могут вытеснить тысячу и пять тысяч. Мы будем выпускать ровно столько, сколько будут использовать люди, и общая денежная масса, от этого не увеличится, никаких инфляционных рисков нет от этого.

- То есть весь набор номиналов, который есть, останется?

- Абсолютно.

- Вы сказали "вытесняться". Это не значит, что отменятся?

- Вытесняться людьми. И допечатываются именно те купюры, которые используются. Это дополнительные номиналы.

- Теперь давайте все-таки про инфляцию. Я вас поздравляю, она самая низкая за два с половиной года сейчас получается, да?

- Сейчас да. И действительно удалось снизить инфляцию с почти 17% до 6,5, сейчас где-то чуть меньше. Но все равно это пока высокая инфляция. Пока поздравлять не с чем.

- Хорошо, будем говорить об этом как о факте. И, по вашему же прогнозу, скоро мы должны перейти все-таки в плюс в плане экономического роста. У вас вроде такие прогнозы хорошие. Сами вы периодически начнете говорить как-то пессимистично. На чем основан ваш известный пессимизм и ваши ожидания того, что ситуация должна развернуться?

- Мы не стараемся быть особыми пессимистами. Мы, мне кажется, разумно консервативны. Мы в своих оценках действительно ожидаем возобновления экономического роста уже в этом году. В целом экономика адатировалась к этой новой реальности, как ее часто называют, и не просто адаптировалась — уже появились и новые возможности.

- Курс рубля окончательно адаптировался?

- Курс рубля у нас рыночный, и он зависит от многих факторов, в том числе, конечно, и от цены на нефть, хотя зависимость эта чуть меньше, чем была, допустим, несколько лет назад. Курс рыночный зависит от многих факторов. Но мы в ближайшее время не видим тех факторов, которые могут привести к большим колебаниям.

- То есть исходим из того, что, в принципе, примерно устаканилось?

- Да.

- У вас новая прическа. Новая экономическая политика? Вы назвали некоторые цифры. Но есть цифры, которые невозможно запомнить, по крайней мере, не будучи сотрудником Центробанка. Дефицит бюджета, несмотря на то что правительство нашло лишний триллион, составляет 2 триллиона 184 миллиарда. Это космическая сумма! Хочется на ней хоть немножко остановиться. По оценкам агентства Fitch, за последние три года российские финансовые власти потратили 3 триллиона с лишним на санацию банков. Правда, есть и другая оценка из АСВ, там санация — триллион 190 миллиардов и еще 716 миллиардов, возможно, за пять лет. Кто бы ни был прав, на самом деле речь идет, если отбросить слово "триллион", категорию "один", "два", "три", о том, что деньги, потраченные на санацию банков, сопоставимы с дефицитом государственного бюджета. И в этой связи, вот эти шаги, которые вы сейчас предпринимаете по переделке системы лицензирования банков и надзору они, в общем, в известной степени преследуют цель еще и дефицит бюджета таким образом компенсировать. Это я, может быть, несколько фантазирую. А если серьезно, вы предприняли недавно очень серьезные шаги внутри Центробанка, по сути дела взяли на себя ответственность по надзору и лицензированию. А где он, критерий успеха? Вы должны лишить лицензий еще столько ж банков, сколько уже лишили, или как?

- Мы действительно перестраиваем внутреннюю организацию системы надзора для того, чтобы он стал более практивным, чтобы мог выявлять проблемы в банках на ранних стадиях. При этом мы будем продолжать политику оздоровления банковской системы, которая, да, сопряжена и с отзывами лицензий как крайней мерой. Для чего мы это делаем? Мы хотим, чтобы на банковском рынке остались только здоровые, устойчивые, надежные банки, которым люди спокойно могут доверять свои средства. В связи с этим связаны и наши достаточно жесткие надзорные действия. При этом я хотела бы сказать, что что у нас работает система страхования вкладов. И вклады до миллиона 400 рублей они застрахованы. Вот такая политика.

- У вас ведь раньше, насколько я понимаю, лицензирование и надзор пересекались?

- Они в одном блоке были.

- А сейчас вы это хотите разделить?

- Мы разделили. Их будут курировать разные мои заместители. Один будет курировать именно надзор, а другой — лицензирование.

- Потому что был своего рода конфликт интересов в этих функциях?

- Ликвидацию и санацию мы отделили, особенно вопросы ликвидации и санации, чтобы в том числе делать абсолютно беспристрастный анализ того, как работает система надзора, чтобы это не было под одним заместителем председателя.

- Я почитал то, что пишут мои коллеги, которые действительно, как мне кажется, разбираются в финансовых делах. Они очень простой критерий, описывающий, подозрительные банки, — это когда банк предлагает слишком высокий процент по вкладам, что, в принципе, такая красная лампочка для клиента, не очень погруженного в финансовые дела. В то же время говорят, что как раз Центробанк видит при этом, что ставки предлагаются высокие, а прироста клиентской базы не происходит. И вот это такая штука, которая должна не просто красную лампочку — сирену уже включать. И, насколько я понимаю, в последние полгода, неоднократно были такие случаи, но, к сожалению, часто решение об отзыве лицензии принимались, скорее, не то что задним числом, а постфактум, когда уже все случилось. Одна из задач этой перестройки, которую вы затеяли, — как раз в ранней диагностике, да?

- Да. Я об этом сказала. В ранней диагностике. Но как раз такие индикаторы и срабатывают. Но для того чтобы осуществить те действия, которые мы осуществляем, в том числе отозвать лицензию, нам нужны доказательства. Мы должны доказать, что есть нарушение законодательства. Отзыв лицензии не осуществляется потому, что Центральному банку этого захотелось. Он осуществляется по строгим правилам. Если у нас есть подозрения, мы начинаем интенсивно надзирать над этим банком, если срабатывают такие индикаторы, чтобы понимать, какая там ситуация.

- Не знаю, что вами движет, когда мы узнаем о все новых и новых полномочиях Центробанка в разных областях, которые с вами не очень ассоциировались. Например, сейчас пенсии Центробанка стали все чаще попадать в одно предложение. И вы предлагаете, как это правильно называется, индивидуальное пенсионное…

- Индивидуальный пенсионный капитал.

- Который, как я понимаю, предполагает отказ от накопительной части пенсии.

- От обязательной накопительной.

- Честно скажу, я совершенно запутался. Два дня подряд еду на работу, попадаю на рекламу Пенсионного фонда России. Социальную. Нормальная штука, там популяризацией занимаются. Я слушаю и понимаю, потом думаю: ведь месяца три назад что-то другое говорилось. Или говорится все то же самое? Расскажите про вашу концепцию, что имеется в виду?

- Вы правы, что мы здесь немного запутали наших граждан. И пенсионная система достаточно часто меняется, к сожалению. Почему мы вместе с Министерством финансов предложили новую концепцию накопительной части пенсии? Потому что это важно и с социальной, и с экономической точек зрения. Почему это важно с социальной точки зрения? Очень важно обеспечить такую пенсионную систему, которая будет означать, что, когда человек заканчивает свою трудовую жизнь и становится пенсионером, у него не было бы резкого перепада уровня жизни. И в условиях нашей демографии, когда доля пенсионеров по отношению к работающим становится все больше и больше, если мы не хотим увеличивать постоянно нагрузку на работающих, нужно сочетание двух элементов. Это государственная страховая пенсия и накопительная пенсия, которую человек может сам накопить. Поэтому предложили эту идею добровольного пенсионного капитала, где у человека очень большое пространство выбора. Человек может решить, хочет он в этом участвовать или не хочет. И государство должно предложить достаточно ощутимые стимулы, в том числе налоговые, чтобы гражданин хотел накапливать. Мы предлагает стимулы по налогу на доходы физических лиц, по страховым платежам, чтобы та часть шла к нему в пенсионный капитал.

- А стимулы какие? Повыше ставка?

- Нет, наоборот. Налоги — это вычет из налогов и те страховые платежи, которые за него платит работодатель, чтобы часть этих страховых платежей шла к накоплениям человека, в пенсионный капитал.

- То есть ты получил доход, который отправил на пенсионные накопления, и он не обкладывается налогом? Примерно так? Или обкладывается по меньшей ставке?

- Да. Мы вместе с Минфином это предложили, потому что, на наш взгляд, очень важно в пенсионной реформе иметь не только краткосрочный взгляд, обеспечить пенсии сегодняшним пенсионерам, но и обеспечить пенсии будущим пенсионерам, принять эти решения. Я еще раз хочу сказать о свободе выбора. Мы также предусматриваем, что у человека должна быть возможность, если будет трудная жизненная ситуация — например, заболел человек — снять определенную часть этого пенсионного накопления, чтобы это было привлекательным для людей.

- Тогда от вас прогноз. Что произойдет раньше: появятся купюры нового образца 200 и 2000 рублей или новая пенсионная концепция уже в виде закона?

- Думаю, что это произойдет приблизительно в одни и те же сроки.

- Где-то через год?

- Да.