Подарок московским театралам: Гжегож Яжина представляет премьеру в Театре Наций

Сегодня в московском Театре Наций – премьера. Известный польский режиссёр Гжегож Яжина покажет спектакль "Ивонна, принцесса Бургундская". Для него это первый опыт работы в России. На что оказалась способна труппа, собранная из актёров разных театров, и чего им это стоило?

Сегодня в московском Театре Наций — премьера. Известный польский режиссёр Гжегож Яжина покажет спектакль "Ивонна, принцесса Бургундская". Для него это первый опыт работы в России. На что оказалась способна труппа, собранная из актёров разных театров, и чего им это стоило?

Спектакль как психологический сеанс. На языке театра — о бессилии человека в борьбе против системы, о чужих вокруг и чужом внутри нас самих. Смелый разговор о самых сильных страхах. Насыщенный смыслами текст польского писателя Витольда Гомбровича в сочетании с филигранной работой актеров — из труппы вахтанговцев, "Сатирикона", "Гоголь-центра". Неизменный принцип Театра Наций — пригласить режиссера и специально под его проект собрать идеальную команду.

В творческой биографии Гжегожа Яжины это режиссерский дебют в России и уже вторая "Ивонна — принцесса Бургундская". Впервые эту пьесу ученик легендарного Кристиана Люпы поставил в Кракове 19 лет назад. С тех пор поменял отношение к материалу, приобрел профессиональный и жизненный опыт. Московский спектакль — не вариации на тему польского, а совершенно новое прочтение.

"Это очень многоплановое произведение. И сейчас я вижу в нем невероятную глубину. Показан страх, который внутри нас. Как писал Гомбрович, "мы боимся снять с себя маски, боимся раздеться". Очень часто сегодня люди оказываются в ситуациях, когда, по разным причинам, не могут искренне выразить свои чувства, рассказать о том, что внутри, что переполняет", — полагает Гжегож Яжина, режиссер спектакля.

Робкая, непохожая на других Ивонна по воле случая попадает в королевскую семью и становится объектом для издевательств, насмешек и даже экспериментов. Неспособная притворяться и приспосабливаться — девушка вызывает неприязнь и страх у окружающих. Для тех, кто носит маски, она чужая. Роль почти без слов актриса Дарья Урсуляк играет, как сама говорит, погрузившись в состояние транса. И до сих пор все еще ищет подход к своей Ивонне.

"Роль без слов и, как оказалось, это очень сложно, я, к сожалению, не могу сформулировать, какой мой персонаж, кого я играю не могу сказать и не хочу. Мне кажется, большая находка для нас и выход, что мы не захотели в слова это облекать", — считает Дарья Урсуляк, исполнительница роли Ивонны.

Пьеса написана почти 80 лет назад, но проблемы, которые она поднимает — социальные, этические, психологические — вневременные. О своих спектаклях режиссер говорит: какими бы ни были декорации, время действия всегда – сегодняшний день. А главный творческий метод — импровизация. Поэтому двух одинаковых спектаклей не будет.

"Для меня это было адски сложно, но невероятно интересно. И вообще это приключение, целый кусок жизни. И я выпала отовсюду, вообще из обычной жизни и жила только этим", — рассказывает Агриппина Стеклова, исполнительница роли Маргариты.

Зрители 3 часа живут спектаклем вместе с актерами, балансируя на грани между комедией и психологическим триллером. Такой поход в театр едва ли можно назвать развлечением — скорее, эмоциональной встряской. Желающих почувствовать ее на себе гораздо больше, чем мест в зале. На премьерные показы билетов уже нет.