Автоюрист: честный помощник или лишний посредник?


Джапаридзе Михаил/ТАСС

Рассказы о громких победах над отказывающими в выплатах страховыми компаниями или о возвращении отобранных водительских прав многие автолюбители считают банальной рекламой. Какие ситуации не допускают самодеятельности и на самом деле требуют вмешательства адвоката, рассказал юрист Давид Данелия.

Рассказы о громких победах над отказывающими в выплатах страховыми компаниями или о возвращении отобранных водительских прав многие автолюбители считают банальной рекламой. А работающих в автомобильной сфере адвокатов — чуть ли не мошенниками, паразитирующими на чужих бедах. Какие ситуации не допускают самодеятельности и на самом деле требуют вмешательства адвоката, рассказал юрист Давид Данелия.

- Давид, какая проблема чаще всего становится причиной обращения к Вам автовладельцев?

- С большим отрывом лидируют случаи, когда страховая компания отказывает в выплате или выплачивает меньшую сумму, чем та, что требуется для ремонта. Я сам много лет работал на высоких должностях в страховых компаниях и прекрасно знаю, что сотрудникам многих из них изначально ставится цель минимизировать выплаты. По статистике в суд обращаются не более трети недовольных клиентов, и даже если 8 из 10 этих клиентов суды выиграют, то страховщики все равно будут в плюсе за счет денег, не выплаченных тем, кто в суд не пошел.

- Можно ли заранее что-то предпринять, чтобы не оказаться в такой ситуации?

- Можно было раньше, когда имелась возможность сразу после аварии провести независимую экспертизу, уведомив о ней страховую (которая отнюдь не всегда присылала своего представителя). Сейчас же поврежденный автомобиль надо первым делом предоставлять на осмотр страховщику, и пространства для маневра у автовладельца почти нет.

- Каков алгоритм действий, если страховая компания занизила сумму выплаты?

- Сначала проводится независимая экспертиза повреждений. Важно сделать это с привлечением компании, которая четко соблюдает и выполняет разработанные Центробанком специально для этого нормы и правила. Нетрудно догадаться, что мы, адвокаты, которые регулярно работают по связанным со страховыми случаями делам, неплохо ориентируемся и в том, какую компанию лучше привлечь для экспертизы. Результаты экспертизы становятся основанием для составления претензии, которая направляется в страховую компанию. У страховщиков есть 10 дней на ответ, и примерно в половине случаев они соглашаются с требованиями клиента, чтобы не потерять еще больше по результатам судебного процесса. Если же компания отказывается выполнить изложенные в претензии требования, клиент обращается в суд.

- Юристы страховых компаний регулярно участвуют в таких процессах и наверняка знают множество юридических лазеек. Что же позволяет одержать над ними победу?

- Во-первых, большинство лазеек прекрасно знакомы как нашим противникам, так и нам, адвокатам, особенно имеющим за плечами опыт работы в страховых компаниях. Во-вторых, юристы очень любят сводить все к выполнению правил страхования – вы их подписываете при покупке полиса, и в каждой компании они свои. Однако эти правила не истина в последней инстанции, они не должны вступать в противоречие с действующим законодательством: Гражданским кодексом, законом "О защите прав потребителей" и, само собой, законом об ОСАГО. На деле же такие противоречия встречаются очень часто. Конечно, человеку со стороны найти их непросто, тем более, что представители страховой компании стараются их замаскировать. Но грамотному и опытному юристу вскрыть такие противоречия вполне по силам.

- Насколько нам известно, Вы еще являетесь генеральным директором компании "ЛишениеПрав.Нet"?

- Абсолютно верно, мной была основана компания, помогающая вернуть автомобильные права автовладельцам.

- И часто к Вам обращаются с жалобами на сотрудников Госавтоинспекции?

- Такие случаи действительно часто бывают. И порой оказывается, что инспекторы в процессе фиксации нарушения сами допускают такое количество нарушений (к примеру, при заполнении протокола), что в итоге сам собой всплывает вопрос: а имело ли место нарушение, в котором обвиняют водителя? Нередки случаи, когда в начале судебного процесса клиенту грозит лишение прав на приличный срок, а в итоге выясняется, что при допущенных инспекторами ошибках нет оснований даже для штрафа.

- То есть Вы, говоря простым языком, предлагаете помощь в "отмазывании" нарушителей?

- Отнюдь, наша задача — проследить, как соблюдаются права и обязанности клиента, и добиться их соблюдения. К примеру, недавно появилась возможность по суду вернуть себе права по истечении половины срока лишения. Это требует выполнения ряда условий, подготовки определенных документов, помощи адвоката, однако это не способ обойти закон, а предусмотренный законом механизм, которым каждый гражданин имеет право воспользоваться.