Прародителей мобильников собрали в музей

Всё началось в 2000-м, когда ветераны принесли на День Победы военную радиоаппаратуру. Так родилась идея создать музей. Экспонатов к тому моменту было всего 15. Теперь здесь – не меньше 15 витрин, а экспонатов – уже больше 300.

Всё началось в 2000-м, когда ветераны принесли на День Победы военную радиоаппаратуру. Так родилась идея создать музей. Экспонатов к тому моменту было всего 15. Теперь здесь – не меньше 15 витрин, а экспонатов – уже больше 300.

"Здесь у меня представлены все разновидности – пехота, танки, авиации кусочек, – рассказывает директор музея Валерий Громов. – Германия была во время Второй мировой на коротких, средних и длинных волнах впереди планеты всей на несколько шагов!"

С 35-го по 45-й Германия разработала 2000 моделей радиосвязи. У СССР на тот момент было не больше ста. Советский радиопром еще 20 лет после войны осваивал немецкие технологии связи, поэтому советской радиоаппаратуры – всего одна витрина.

"Ко мне до сих пор приходят, показывают пальцем, говорят: "О, это советская радиостанция Р857!" А я говорю: "Извини, батюшка, это фуга-17, разработки 36-го года, но внешне выглядит точно так же!" – продолжает Валерий Громов.

Экспонаты в музей стали стекаться со всех концов мира. Его директор охотился за диковинками на аукционах. Зачастую они влетали ему "в копеечку". Но чем не пожертвуешь ради любимого хобби. Особенно много экспонатов прибыло из Белоруссии. "Мне вообще с Белоруссией везет, – признается Валерий Громов. – Оттуда у меня есть два танковых радиостанции! А чего удивляться? Когда я там жил год – в пятом классе. Во дворе у нас стоял блиндаж, из которого периодически что-то железное доставали еще тогда!"

Среди военных радиостанций – целый отдел народных приемников. Довоенная Германия была ими наводнена. Стоили они настолько дешево, что каждая семья могла позволить себе такую безделушку. Приемник ловил и Англию и Америку. Но слушать их было запрещено. Под ручкой была прикреплена табличка "Прослушивание зарубежных передатчиков – это преступление против национальной безопасности народа".

В Первой мировой, в основном, использовали телефонные аппараты, во Второй – радиостанции. Разница – существенная. До 42-го года связь была гораздо хуже. "Когда ты слышишь, кроме корреспондента, сам себя, с оглушительной громкостью, – объясняет Валерий Громов. – Ухо притупляется, и ты слышишь все шумы – шум боя".

Почти 70 лет назад появилась первая в мире радиостанция, управляемая одной рукой. Это и есть прародительница современных мобильных телефонов. Сегодня они выглядят абсолютно по-другому. В радиомузее – не только военная техника. Кабинет директора украшает целая подборка вещательных приемников разных времен. Валерий Громов не мыслит жизни без этого множества разномастных коробочек, потому и говорит о них как о живых существах.