Исторический музей приглашает на выставку ювелирного искусства

Лучшие работы российских ювелиров в эти дни можно увидеть в Историческом музее столицы. Участвуют в выставке победители специального конкурса. Организовало его Государственное хранилище ценностей.

Лучшие работы российских ювелиров в эти дни можно увидеть в Историческом музее столицы. Участвуют в выставке победители специального конкурса. Организовало его Государственное хранилище ценностей.

Лазурит, малахит, нефрит, коралл — когда в качестве строительных материалов камни драгоценные, купола даже без солнца сияют и переливаются. А внутри собора бьется сердце часового механизма. Рядом сверкают серьги и колье, блестит оружие. Лучшие образцы современного ювелирного искусства в одном зале с шедеврами 17-18 веков.

"Здесь, мне кажется, эта идея удалась. То, что мы ввели эту выставку в тело нашей экспозиции, посвященной ювелирному искусству. Мировому. Здесь представлены образцы ювелирного искусства, как России, так и Западной Европы и Востока. И, наверное, мы не проиграли. Потому что вещи смотрятся просто прекрасно", — доволен Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.

В конкурсе, который проводит Гохран — Государственное хранилище ценностей, приняли участие больше 300 мастеров из 27 регионов. Члены жюри выбрали лучшие работы — в 12 номинациях. В ближайшие 2 недели их смогут увидеть посетители Исторического музея.

"Это развивает вкус у людей, когда они смотрят. Дает твердую основу понять то, что ювелирное искусство не просто живо, оно процветает, и создаются великолепные, интересные работы. И это дает возможность другим мастерам почерпнуть красоту, изящество этих вещей, равняться на этих мастеров", — считает Вероника Волдаева, куратор выставки, главный эксперт-искусствовед Гохрана России.

Гран-При и право участвовать в выставке в Алмазном фонде, у семейного дуэта из Санкт-Петербурга. Алексей Донцов-ювелир, его сын Даниил — профессиональный дизайнер. На суд экспертов они представили 3 работы, выполненные в технике горячих эмалей. Обжиг сравнивают с прыжком с парашютом. При температуре 850 градусов — одно неверное движение и можно испортить многолетний труд. Икона "Преображение Савла", например, результат 5-летней работы. А лампаду, которую хотят передать в один из петербургских храмов, делали около года.

"У нас город блокадный. И она посвящена погибшим в блокаде. Я не думал конкретно ни о каком храме, хотя, конечно, любой храм в городе был бы рад иметь такую работу. Кобальт подчеркнул вот эту трагичность ситуации и слова в память погибшим, здесь же ангел, который находится на шпиле Петропавловского собора", — рассказывает Алексей Донцов, ювелир, обладатель Гран-при конкурса.

Живописные полотна не кистью, а резцом рисуют художники из Башкортостана. А мастера из Москвы рубины и изумруды комбинируют с титаном, который чаще используют в машиностроении, чем в ювелирном деле. С материалами экспериментирует и Андрей Головин, художник-оружейник из Тулы.

"Я не придерживаюсь ни проб, ничего. Сплавы сам делаю всевозможные, сам их выдумываю и сам их потом применяю. Этот нож называется Архангел. Архангел Михаил. У Архангела должны все-таки крылышки быть белые. Серебро имеет белый цвет. Любое серебро со временем темнеет, надо сделать так, чтобы оно не потемнело. Я это сделал", — показывает свою работу Андрей Головин, художник-оружейник, лауреат конкурса.

Рецепт уникального сплава, мастер, правда, не раскрыл. В каждой работе ведь должна оставаться загадка. Было бы вдохновение — решить можно любую творческую задачу. И на обычные, вроде бы, вещи, взглянуть с неожиданной стороны. Превратить в произведение ювелирного искусства, например, обычный чеснок. Если не вырастить, а вырезать его — из бивня мамонта.