Обама хочет уйти, отбив Мосул у ИГИЛ. Реплика Георгия Бовта


EPA

В Америке к выборам обычно "продаются" военные кампании, как в Советском Союзе к праздникам сдавали новые объекты, а с лозунгом "Навстречу выборам!" связывали перевыполнение производственных планов. К нынешним выборам администрация Обамы хочет отбить у ИГИЛ (запрещена в РФ)второй город Ирака Мосул.

В Америке к выборам обычно "продаются" военные кампании, как в Советском Союзе к праздникам сдавали новые объекты, а с лозунгом "Навстречу выборам!" связывали перевыполнение производственных планов. К нынешним выборам администрация Обамы хочет отбить у ИГИЛ (запрещена в РФ)(группировка запрещена в РФ) второй город Ирака Мосул. Стремительного наступления пока не получилось, оно приостановлено. Дело может затянуться. Брать Мосул будут не американские войска, которых в Ираке сейчас пять тысяч, а шеститысячная группировка иракской армии, курдских и других формирований.

Взятие города задумано как мажорное завершение ближневосточной политики Обамы. В ином случае она вся будет состоять из провалов. Ливия, где свержение Каддафи в пользу исламистов было оркестровано госсекретарем Хиллари Клинтон, лежит в руинах. Египет под властью военных с трудом оправляется от правления исламистов, чей приход к власти США приветствовали, увидев в этом "зарю демократии". Йемен погрузился в хаос войны между шиитами и суннитами и интервенции соседних стран. О Сирии многие в США говорят, что Обама там вчистую проиграл Путину, а поставленных целей не достиг.

Еще взятие Мосула призвано показать, что Америке удалось воссоздать ценой огромных усилий боеспособную иракскую армию. Два года назад она позорно сдала город без боя, побросав американское оружие. Хотя превосходила по численности боевиков ИГИЛ раза в четыре. Впрочем, и сегодня США осуществляют массированную поддержку операции с воздуха. Авиаразведкой заняты британские ВВС. На подступах к городу работает артиллерия из Франции. Нанесение авиаударов по городу согласовала с США и Турция, причем, особо не спросив Багдад.

Правда, непонятно, как освободители собираются избежать сопутствующих таким операциям гражданских жертв. Про "точечные бомбардировки" никто пока не говорит. Пестрый состав штурмующей Мосул коалиции может привести к снижению координации действий и лишним потерям среди населения. В августе Комиссариат по делам беженцев ООН оценил число оставшихся жителей в Мосуле в 1,2 миллиона человек, сейчас дают минимальные оценки в 700.

В ООН говорят об угрозе "гуманитарной катастрофы" при штурме Мосула. ИГИЛ, как всякие исламисты, использует население в качестве "живого щита", размещая военные объекты в жилых кварталах. Подступы к Мосулу заминированы, в том числе "смертниками" из числа пленных жителей. Горожанам запрещено покидать Мосул под страхом смерти, в случае побега их дома будут взорваны. ИГИЛ, подозревают, может использовать химическое оружие. Однако тема потерь среди населения Мосула в западных СМИ не акцентируется. В отличие от аналогичной ситуации в сирийском Алеппо, что в 600 километрах от Мосула, где операцию по очищению его от исламистов ведут войска Асада при поддержке российских ВКС.

Главное, что взятие Мосула, если его и удастся "подать на блюдечке" американскими СМИ, массово поддерживающими Клинтон, ставит ряд вопросов о будущем Ирака как целостного государства. Ведь администрации Обамы так и не удалось решить задачу политического урегулирования в разоренной вторжением 2003 года этнически и религиозно неоднородной стране, которая была искусственно создана из трех провинций Османской Империи после Первой мировой войны.

Столкновения между курдами, шиитами и суннитами, которые ранее жестко пресекал Саддам Хусейн, и привели к стремительному "взлету" ИГИЛ. Костяк его составили офицеры-сунниты иракской армии, когда приведенное к власти Америкой шиитское большинство начало репрессии против суннитов, правивших при Саддаме. Кстати, в свое время восстание на этой почве суннитского Мосула пришлось подавлять американским войскам. Пик расцвета джихадизма в Ираке, перекинувшегося и на Сирию, пришелся именно на время администрации Обамы. Поэтому ему очень важна победа над ИГИЛ в Мосуле.

Сейчас Ирак фактически распался на три полуавтономные части – курдскую, суннитскую и шиитскую. ИГИЛ легко взял Мосул, пользуясь поддержкой суннитских племен. Теперь суннитские формирования, насмотревшись джихадистского мракобесия ИГИЛ, выступают на стороне правительства. К примеру, частная армия бывшего губернатора Мосула и другие отряды, подготовленные Турцией. Как и курды. Как и шиитская милиция типа организации "Бадр", натренированная иранскими военными. Но все эти силы преследуют свои цели после взятия Мосула, мало совпадающие с задачей сохранения единства страны.

Уже были примеры, когда шиитская милиция расправлялись с суннитами-беженцами из районов, занятых ИГИЛ, рассматривая их как "пятую колонну" джихадистов. Проиранский "Бадр" безраздельно – даже военные США туда носа не суют – правит в жесткой форме иракской провинцией Дияла, где большинство – сунниты. Курды на севере хотят сохранить контроль над нефтяными месторождениями, противостоя ИГИЛ, чтобы не допустить его экспансии.

Попытки премьера Ирака Хайдера аль-Абади восстановить единство страны на основе баланса сил курдов, суннитов и шиитского большинства успехом не увенчались. И освобождение Мосула может привести к "высвобождению" еще более острых противоречий. В ходе штурма жители опасаются "этнических чисток". Особенно если, например, шиитские формирования нарушат обещание не входить непосредственно в город, а ограничиться лишь перекрытием отходов ИГИЛ.

В ООН прогнозируют, что освобождение Мосула приведет к новой волне – до миллиона человек — беженцев из числа суннитов. На Запад могут устремиться и бежавшие из Мосула джихадисты. Их там не менее 10 тысяч. Но сначала они могут оказаться в Сирии, усилив и без того мощную террористическую исламистскую составляющую так называемой оппозиции. Так что взять Мосул – еще не значит победить терроризм в лице ИГИЛ. А взяв город, можно затем потерять Ирак как единую страну.

В наследство преемнику Обама оставил больше проблем, чем он планировал. Впрочем, мы и сами знаем: когда какой-то объект спешат сдать "к дате", устраивая штурмовщину, всегда бывает куча недоделок.