О выборах, экономике и системе ценностей. Реплика Петра Лидова

В Лас-Вегасе прошли заключительные предвыборные дебаты между кандидатами на пост президента США, теперь кампания вышла на финишную прямую, до выборов — всего две недели.

В Лас-Вегасе прошли заключительные предвыборные дебаты между кандидатами на пост президента США, теперь кампания вышла на финишную прямую, до выборов — всего две недели.

Дональд Трамп под ударами по собственному имиджу за последний месяц потерял много избирателей. Соперники умело воспользовались его слабыми сторонами, неуместными высказываниями, скелетами из прошлого. В результате Хиллари Клинтон по данным опросов опережает миллиардера из Нью-Йорка в среднем на 7%, и шансы Трампа на победу становятся все меньше.

Чтобы воспользоваться слабостью противника и развить успех, штаб демократов решил отправить свою леди в наступление. Она все более активно начинает играть на традиционной территории республиканцев — популярной среди консерваторов теме агрессивного американского патриотизма.

На этой неделе в журнале Time вышла колонка за авторством госпожи Клинтон. Называется она ни много ни мало "Американская исключительность". Содержание соответствует заголовку: в колонке Клинтон приводит аргументы этой самой исключительности американской нации, причем, что особенно интересно, с точки зрения международных отношений. Начинает она того, что именно исключительность США, как нации — это то, что вдохновляло саму Хиллари на протяжении всей её политической карьеры.

Я не думаю, что стоит тратить время на возмущение таким взглядом американцев на себя — "Да что они о себе думают и так далее…" Факт это известный, да и, наверное, каждый народ считает себя исключительным, уникальным и неповторимым — примеров тому огромное количество от далеких цивилизаций до самых близких наших соседей. Да и сами мы, хоть об этом громко не говорим, но где-то в душе все-таки, наверное, именно так и считаем.

Текст Хиллари Клинтон полезен в первую очередь тем, что отличается от известного анекдота, о том, чем армяне лучше, чем грузины, в котором высмеивается отсутствие какого-либо здравого обоснования этого утверждения. Госпожа Клинтон по пунктам перечисляет то, что делает США особой нацией. Как раз об этом интересно поговорить, тем более что пунктов немного — всего 4. А еще интересней не просто поговорить, а попробовать применить эти критерии к сегодняшней России. А вдруг окажется, что мы тоже "особые" не только по собственным, но и по американским стандартам.

Итак. Чтобы обосновать исключительную роль своей страны в мире Клинтон вводится новое понятие — "незаменимость" США для других стран и народов. Эта незаменимость, собственно и объясняет "особую, исключительную роль" Америки для всех остальных, а незаменимы они для всех нас вот почему. Во-первых, пишет Хиллари, из-за своей военной мощи: у США самая сильная армия в истории человечества, лучшие технологии и подготовка. И, к тому же правительство заботится о военных и о ветеранах.

Если сравнить с современной Россией, то тут у нас тоже вроде все в порядке. Сами же США признают успехи наших вооруженных сил, наша армия сегодня вторая — и это как минимум. И если дальше такими темпами развиваться, то неизвестно еще у кого будет самая мощная армия лет так через десять.

Во-вторых, Хиллари считает США незаменимыми и особыми из-за своих союзов и альянсов, сетью окутавших всю планету. Десятилетиями американские дипломаты создавали эти партнерства, а Россия и Китай, заявляет Клинтон, не могут похвастаться ничем подобным. И напоминает, как все страны НАТО пришли на помощь Америке в 2001 году, продемонстрировав невиданную солидарность.

Вроде бы так и есть, но. Во-первых, альянсы, как известно из мировой истории — штука не всегда надежная. Часто союзники меняют сторону, в поиске выгоды или когда пахнет жареным. Это вполне логично, ведь именно собственная выгода и заставляет большинство стран заключать союзы. Достаточно вспомнить, как быстро перешли на противоположную сторону союзники гитлеровской Германии — Румыния, Болгария, Словакия, Венгрия и Финляндия под руководством гражданина Маннергейма. К тому же, если сближение России с Китаем продолжится, то этот альянс может стать одним самых мощных в мире и в мирном и в военном смыслах. И не надо забывать, что НАТО — это брак и по расчету тоже: США оплачивают более 2/3 всех военных расходов стран блока. Так что и с точки зрения альянсов, в том числе и военных, у нас в перспективе все в порядке. И МИД наш, к тому же работает лучше американского. По этому пункту тоже зачет.

В-третьих, продолжает Клинтон, у США самая мощная и динамичная в мире экономика. Инновации круче всех в мире, а бизнесмены предприимчивы и начинают что-то новое каждый божий день. Тут сложно спорить. Хотя, не такая уж она и самая мощная — есть Китай, и он продолжает расти.

Что касается России, несмотря на кризис и очевидные сложности в экономике, страна сделала за последние 20 лет серьезный шаг вперед. Во всяком случае, задача "догнать Португалию" уже не выглядит сверхамбициозной.

Проблем, конечно, мягко говоря, у бизнеса, особенного малого и среднего хватает. Приятно, что многие это понимают. Вот президент страны на этой неделе на съезде ассоциации "Деловая Россия" заявил, что лучшим ответом на санкции будет "максимум свободы бизнеса". Хорошая новость. Тут же он попросил органы власти расширять диалог и взаимодействие с предпринимателями, отдельно, правда, не к ночи, помянув правоохранительные органы… С ними, конечно, бизнесу хотелось бы, наоборот, общаться поменьше, но если речь идет о борьбе с коррупцией в надзорных и контрольных органах, то иногда можно. Короче, и в экономике не все так уж плохо, и перспективы у нас тоже присутствуют, и перемены к лучшему есть. Хотя надо ускоряться поинтенсивнее.

И, наконец, в четвертых. Самое главное, почему Америка незаменима для всего мира — это из-за её ценностей. Ценности следующие: свобода, равенство и возможности для всех. Мир, по мнению госпожи Клинтон с надеждой смотрит на США, когда нужно защитить права религиозных, этнических и сексуальных меньшинств, инвалидов и борцов за мир. Именно поэтому миллионы людей вдохновляясь Америкой, тоже хотят стать американцами.

Вот тут у нас, пожалуй, главный вопрос: "А какие у нас ценности, способные воодушевить окружающий мир, да и нас самих для начала?" Это "За веру, царя и Отечество" или "Пролетарии всех стран, соединяйтесь?" Кто-то скажет — "Великая Россия", кто-то — "патриотизм", кто-то – "толерантность", ну и так далее. Разобраться бы нам самим в этом, и были бы почти на равных с США по их же системе — и незаменимыми, и исключительными.