"Факел" ярче звезд

В ОКБ "Факел" в Калининграде разрабатываются и производятся плазменные двигатели будущего. Они уже ставятся на каждый третий российский космический аппарат. Возможно, именно с помощью плазменных двигателей отправятся в дальние экспедиции космические корабли будущего.

В ОКБ "Факел" в Калининграде разрабатываются и производятся плазменные двигатели будущего. Они уже ставятся на каждый третий российский космический аппарат. Возможно, именно с помощью плазменных двигателей отправятся в дальние экспедиции космические корабли будущего.

Что позволяет современным космическим аппаратам маневрировать на орбите? На каких двигателях полетят корабли дальних космических экспедиций? Ответ знают в Калининградском опытном конструкторском бюро "Факел". Здесь разрабатываются плазменные двигатели будущего.

"Это самый большой двигатель в мире. Этот двигатель позволит запускать 10-тонные космические аппараты, а также обеспечивать маневр и увод с орбиты, что сейчас актуально, потому что в космосе становится тесно", – рассказывает Вячеслав Мурашко, директор, генеральный конструктор ОКБ "Факел".

Плазменный двигатель – это разновидность электрореактивного двигателя, который не потребляет химического горючего, а обеспечивается энергией от аккумуляторов, радиоизотопных генераторов и солнечных батарей. Главное его достоинство – долговечность. В отличие от обычных ракетных двигателей, которые выводят на орбиту космические корабли и живут считанные минуты, ресурс плазменных – свыше 10 лет.

Надежность такого двигателя – 9995. То есть из 10 тысяч двигателей может отказать всего пять. Таких двигателей в космосе – уже более трех тысяч.

Сегодня на каждом третьем российском спутнике установлен плазменный двигатель из Калининграда. Интересуются ими европейское и американское космические агентства. Во многом – из-за качества.

"Факел" покупает только материалы. А всё остальное – это люди "Факела": рисуют, испытывают, отрабатывают, сваривают, спаивают, склеивают, помогают в запуске и помогают в управлении этими двигателями", – продолжает Мурашко.

Несколько сотен специалистов заняты в проектировании, изготовлении и окончательной сборке двигателя. Каждая деталь в прямом смысле – драгоценность. В их производстве используются дорогостоящие металлы: вольфрам, молибден, рений. "Сейчас происходит изготовление капсулы, которая состоит из молибдена. Затем будет обработка покрытия, которое будет накладываться на эту деталь", – комментирует свою работу Юрий Королев, токарь высшего разряда.

Калининградский "Факел" – мировой лидер по производству электроракетных плазменных двигателей. Возможно, именно эти двигатели унесут в дальние экспедиции корабли будущего.