Павел Ипатов: вопреки кризису в Саратовской области нет спада экономики

Телеканал "Вести" представляет серию интервью с губернаторами российских регионов. Местные руководители рассказывают о том, как на возглавляемых ими субъектах Федерации сказался мировой финансовый кризис. Сегодняшний гость – губернатор Саратовской области Павел Ипатов.

Телеканал "Вести" представляет серию интервью с губернаторами российских регионов. Местные руководители рассказывают о том, как на возглавляемых ими субъектах Федерации сказался мировой финансовый кризис, и как регионы выходят из нынешней экономической ситуации. Сегодняшний гость – губернатор Саратовской области Павел Ипатов.

- Павел Леонидович, здравствуйте. Спасибо, что приехали рассказать о том, как складывается сейчас экономическая ситуация в вашем регионе. Первый вопрос: были ли вы готовы к кризису? И какие первые шаги вы делали, чтобы предотвратить какие-то вещи, которые спровоцировал кризис?

- Добрый день и спасибо за возможность сегодня прийти в студию. Действительно, кризис, который сегодня развивается вот уже несколько месяцев на территории Российской Федерации, в определенной степени был неожиданностью для всех. И мы не являемся здесь исключением. Тем не менее, уже в первые месяцы, а это конец прошлого года, мы приняли несколько знаковых решений. Во-первых, мы определили свои приоритеты. Если в условиях хорошей, благоприятной экономической конъюнктуры у нас были одни приоритеты, то в кризисных условиях мы их поменяли. Нам необходимо было не просто привлекать инвестиции, увеличивать объемы. Нам самым элементарным образом необходимо было грузить предприятия и стимулировать спрос. Второе: с 1 января мы значительно увеличили фонд оплаты труда бюджетникам. С рисками большими мы превратили бюджетную сферу в сферу стабильности, где люди имеют высокие доходы и уверены в своем будущем. Кроме этого, у нас есть проблемные отрасли, которые в большей степени подвержены кризису. Это, конечно, промышленность и обрабатывающая промышленность. А есть такие, которые в меньшей степени подвержены кризису, например, сельское хозяйство. Оно, как и развивалось в прошлом году, так и развивается такими же высокими темпами и в этом году. Мы прогнозировали, что кризис не закончится одним днем или, условно, одним годом. Мы, мне кажется, первыми в стране приняли антикризисную программу, рассчитанную на два года, – 2009 и 2010. Мы перестроили свое осознание и настроились на длительную антикризисную деятельность, в которой приоритет был отдан поддержке реального сектора экономики и стимулированию спроса. Работали точечно по крупным системообразующим предприятиям и, фактически, по отраслевому принципу.

- Очень интересно, как вы поддерживаете реальный сектор, потому что сейчас кредиты практически для них недоступны, банки какое-то время действительно не хотели давать. А сейчас они, может быть, и дают кредиты, но очень дорогие. Что делаете? Как-то по-другому, может быть, их поддерживаете?

- Мы поддерживаем фактически крупные предприятия, которые являются базовыми для формирования бюджета. И на них работают наиболее крупные коллективы. Могу привести несколько примеров для понимания этих наших действий. Допустим, крупное предприятие по производству минеральных удобрений – самый крупный плательщик бюджета нашей Саратовской области. От растерянности первой, когда прекратилась покупка внутри страны, вне страны, сменилось действиями конкретными. Я обратился к председателю правительства Владимиру Владимировичу Путину с просьбой снизить выездные пошлины, чтобы этот продукт стал конкурентоспособным. Плюс, некоторая девальвация рубля привела опять же к повышению конкурентности этого продукта. И были подписаны контракты, я ездил специально в Беларуссию. Встречался с президентом Белоруссии, чтобы он санкционировал покупку наших балаковских минеральных удобрений. Сами руководители и акционеры группы "Фосагро", куда входит наш завод, вместе с ними мы обсудили, создали антикризисную программу выхода на рынки, на которых эта компания раньше не работала. Это, прежде всего, рынок развивающихся стран – это индийский крупный рынок. Вот этот комплекс мер администрации, губернатора, владельцев при поддержке федерального правительства привел к тому, что это предприятие сегодня загружено более 100 процентов. Это один пример. Второй пример: производство троллейбусов. Один из троллейбусных российских заводов расположен на территории Саратовской области. Решение, опять же, принятое федеральным правительством о закупке транспортных средств. Мы в эту программу включились. Мы создаем и производим конкурентоспособную качественную продукцию. Фактически схема закупки этого товара, этого троллейбуса предусматривала выход на регионы. Я обратился к большинству своих коллег с предложением допустить к конкурсу, как это полагается сегодня, этот продукт. И сегодня этот завод фактически загружен полностью продукцией. И это можно сказать о подшипниковом заводе, о любом другом. Вот так точечно мы фактически первый квартал сработали. У нас, как это ни странно сегодня звучит, нет спада экономики. У нас есть рост. Внутренний региональный продукт в первом квартале превысил 100 процентов.

- И все-таки наверняка у вас в регионе существуют предприятия, на которых неполный рабочий день или людей отправляют в неоплаченный отпуск. Например, Саратовский авиационный завод?

- Да, у нас сегодня есть несколько предприятий, которые попали в этот системный кризис. Это, прежде всего, связано с автопромом, с железной дорогой. Это крупные поставщики, но сегодня не востребована их продукция, потому что перевозки по железной дороге упали. Машины, к сожалению, так, как раньше продавались, не продаются.

- Не стимулируете спрос?

- Сегодня наши возможности по стимулированию спроса ограничены, потому что для нужд нашей бюджетной сферы мы сделали закупки буквально за год. Последние крупные закупки. Но сегодня если возникнет необходимость в транспорте, мы будем делать закупки только отечественного автопрома. То, что мы сегодня уже закупаем, это прежде всего для нужд медицины, школ, это автобусы, машины для скорой медицинской помощи. Мы как делали раньше, так и продолжаем делать сейчас. Конечно, у нас есть несколько проблемных предприятий. И одно из них – авиационный завод. К сожалению, этот завод уже давно не делает самолеты. Но он выполнял все формы технического обслуживания. Он выполнял по кооперации определенные работы других авиационных заводов. Это позволяло коллективу – более тысячи человек – получать заработную плату. В сегодняшних условиях эти заказы минимальны, и люди остались без работы. Но этот завод обладает очень большой территорией. И так как он самолеты не делает, ему большинство площадей не нужны. Мы нашли для него инвестора, который готов купить этот завод, частично его перепрофилировать на освободившихся площадях, запустить новые производства. Это, прежде всего, связано со строительной тематикой. Это производство металлоконструкций. Мы имеем сегодня очень крупный комбинат металлоконструкций, который полностью загружен производством. И он работает на строительстве, поставляет конструкции для мостов. Он работает на Иран, очень большие контракты подписал в этом году. Поэтому мы считаем, что мы могли бы за счет территорий авиационного завода, его производственных площадей, привлекая нового инвестора, решить серьезную проблему для нашей Саратовской области.

- Несмотря на то, что у вас, как вы говорите, большие успехи в реальном секторе, все равно безработных 31 тысяча. Кто эти люди?

- 31 тысяча на фоне общего количества, более миллиона двести, это может быть и не такая большая величина, но все это конкретные люди. Из них сегодня почти сорок два процента – это люди, которые пришли и встали на учет как длительно неработающие. Они знают о том, что положено платить пособия. И они пришли за пособием. А 60 процентов – это люди, которые потеряли работу. Сегодня реально, я считаю, из этих тридцати одной тысячи порядка шестнадцати тысяч, которые хотели бы работать. Как их загрузить? У нас сегодня создано 13 тысяч вакансий. То есть, большая часть людей сегодня имеет возможность выбрать из этих вакансий нужную и трудоустроиться. У нас 500 человек сегодня готовы начать свой бизнес. Из них 100 уже фактически эту работу начинают.

- Сколько вы даете стартового капитала?

- 60 тысяч. То, что положено сегодня по закону.

- Вы говорите о том, что у вас действительно все очень хорошо и замечательно. Что касается бюджета, пришлось ли его секвестрировать, перепланировать расходы?

- Да, темпы роста бюджета последние годы составляет почти 40 процентов в год. Мы за три с половиной года утроили бюджет. И, вообще говоря, мы обычно в середине года начинаем работать над бюджетом. И бюджет 2009 года мы формировали в старых докризисных условиях. И мы планировали такой же значительный рост – 35 процентов его в девятом году. Но жизнь распорядилась по-другому. В четвертом квартале в рамках работы согласительной комиссии мы значительно уменьшили доходную часть бюджета, потому что понимали, что работаем в кризисных условиях. И мы сегодня ставим задачу – иметь бюджет 9-го года на уровне 8-го.

- Очень многие сейчас отказываются от капитального строительства и от строительства дорог. Что происходит в вашем регионе?

- Бюджет 9-го года в объеме предыдущего 8-го позволяет нам в полной мере обеспечить заработную плату бюджетникам, а мы выделили дополнительно 6 миллиардов на оплату бюджетников. И мы уверены, что эту заработную плату мы заплатим. Мы сохранили все льготы, все субсидии нуждающимся. Мы сегодня в полной мере платим за энергоносители для бюджетной сферы. И мы строим социальные объекты высокой готовности. Это те объекты, которые в этом году введем в эксплуатацию. При этом за счет сокращения, снижения цены на стройматериалы мы на 10 процентов удешевляем стоимость объектов. Мы строим жилье. В этом году мы планируем в два раза увеличить объем жилищного строительства для различных категорий нуждающихся. Сегодня в городе Саратове очень высокий уровень аварийного жилья. Поэтому более полутора миллиардов мы выделяем на отселение из аварийных домов. Это в два раза больше, чем в предыдущем году. Состояние жилого фонда очень плохое. К сожалению, это реальность. Поэтому в этом году мы в два раза увеличим количество средств на капитальный ремонт домов. Этим мы стимулируем строительные организации, организации, которые выполняют капитальный ремонт, в том числе и малый бизнес. В том году три с лишним тысячи получило у нас новое жилье, это те, что отселились из аварийных домов. Это молодые семьи. Это многодетные. 200 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей получили у нас жилье. В этом году мы планируем, как минимум, в полтора раза увеличить количество таких семей, которые получат за счет государственной поддержки жилье. То есть, сегодня жилищная сфера является определенным локомотивом движения экономики. Мы считаем, вполне сможем сохранить наш строительный индустриальный сектор.

- Павел Леонидович, ну насколько я понимаю, вы сейчас перечисляете те программы, которые софинансируются с федеральным бюджетом. Есть среди запланированных инвестиционных программ собственные?

- Наша антикризисная программа полностью синхронизирована с программой российской, федеральной. И мне представляется, что это правильно. Потому что я считаю, что федеральное правительство приняло ряд совершенно правильных и своевременных решений по стимулированию реального сектора и по решению социальных проблем, которые сегодня есть. Поэтому мы встроены в эту программу. С другой стороны, мы сегодня продолжаем строительство объектов, которые не финансируются из федерального бюджета. Мы строим школы, больницы, которые мы строим только за счет собственных средств.

- Вы говорили о девальвации, что она в какой-то степени вам помогла. С другой стороны, подорожали продукты, подорожали лекарства. Вы какое-то регулирование ввели? Вот меня даже больше интересуют лекарства.

- Прямое регулирование вести очень сложно в нашей рыночной экономике. Ну, что мы сделали? Мы провели конкурс на закупку лекарств для льготников в декабре-январе месяца. Мы купили по тем ценам, на год вперед полную номенклатуру по лекарствам. Мы договорились с Фондом обязательного медицинского страхования, который оплачивает услуги в районных больницах, что он на несколько месяцев выдаст деньги этим районным больницам и они точно также на несколько месяцев вперед закупят лекарства для стационаров. В сегодняшней ситуации у льготников в больницах нет проблем с лекарствами. Мы несколько дольше занимались розницей, аптечной сетью. Потому что, действительно, из аптечной сети в начале года начали вымываться дешевые товары. На 23 процента у нас поднялись цены в аптеках с начала года. Поэтому, в рамках полномочий, которые даны главе субъекта, я снизил оптовые и розничные наценки фактически на 10 процентов. Этим мы стабилизировали цены на лекарства. Сегодня, общаясь с людьми в любом месте, я почти не слышу вопросов о проблеме с лекарствами.

- Спасибо вам большое, что пришли в нашу студию. И будем надеяться, что все так хорошо будет складываться и в дальнейшем.