Ультрапатриоты ополчились на Савченко из-за поездки в Москву

Надежда Савченко посетила Москву. Зачем она прилетала и по какому мандату? "Вести в субботу" разобрали этот вопрос с загадочным для многих Виктором Медведчуком, человеком, который уже играл такую специальную роль в контактах Москвы и Киева.

Одна из последних интриг — неожиданный приезд в Москву украинской летчицы-наводчицы Надежды Савченко. Депутат Рады от "Блока Юлии Тимошенко", в Москву она прилетела на заседание Верховного суда, который рассматривал дело членов запрещенной в России УНА. Вопреки обыкновению Савченко не стала делать заявлений, но сам ее приезд наделал шума, причем больше в Киеве. Оновременно на заседании клуба "Валдай" в Сочи был замечен тот украинец, который бывает в России регулярно, но обычно держится в тени, а тут сидел на первом ряду. Что все это означает? Кто этот человек и что у него за отношения с Путиным? Об этом — в эксклюзивном интервью "Вестям в субботу".

- Вас многие видели, многие слышали, но все-таки это первое такое интервью, по крайней мере, в "Вестях в субботу". Как вас зовут?

- Виктор Владимирович Медведчук.

- Вы гражданин Украины?

- Естественно.

- С хорошими и налаженными отношениями с властями в Киеве?

- Да.

- И с очень хорошими отношениями с Владимиром Владимировичем Путиным?

- Скажем так, с нормальными отношениями с президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.

- А как вы с ним познакомились?

- Это было давно, еще в 2000 году, когда он в первый раз стал президентом. А я тогда был одним из руководителей Верховной Рады Украины.

- По вашей стати даже видно, что вы, похоже, с ним одним видом спорта занимались?

- Не совсем одним, но что-то есть близкое.

- Вы в России по его приглашению?

- Да.

- Виктор Владимирович, тревожно. Когда недавно проходила встреча "нормандской четверки", было ощущение, что все вернулось на нулевой километр. Вроде бы до поры до времени обсуждали, давайте примем такой-то закон, сякой, но опять все вернулось на вопросы безопасности. У вас такое же ощущение?

-Такое же. И к слову "тревожно" я бы еще добавил "грустно". Как вообще сегодня складываются этапы реализации Минских соглашений? С одной стороны, во всех основных столицах мира от Москвы до Вашингтона признают, что Минские соглашения безальтернативны, с другой, — каждая из сторон находит аргументы, мотивы для того, чтобы или затянуть, или не выполнять эти соглашения. В первую очередь, это касается Украины.

- Покажите пальцем, кто это? Киев?

- Безусловно, да. Это в первую очередь.

- А вы говорите, что украинец…

- Это касается Киева. Я — украинец и говорю, что это Киев, это украинская власть, особенно партия войны в этой власти. У меня все-таки появился определенный оптимизм после встречи в Берлине. Почему? Потому что даже власть, которая раньше не упоминала слова "выборы в Донбассе" или если упоминала, то только в контексте того, что, мол, выборы — это после установления безопасности, теперь начинает говорить: смотрите, а все остальное может начаться вообще в первый день после выборов. Хотя бы в пассивной форме с этим соглашаются и уже об этом говорят. Учитывая, что я знаю больше, чем могу говорить...

- Это чувствуется.

- Да. Эти переговоры действительно вошли в активную фазу. В противном случае ситуация будет безысходная.

- Ну, Киев отказался.

- Замороженный конфликт. Но переговорный процесс идет.

- Поездка Савченко в Москву была действительно сюрпризом для всех. Или это Юлия Владимировна Тимошенко разыгрывает какую-то карту, отправляя своего представителя, будучи в оппозиции. Как вы считаете?

- Надежда Савченко — довольно самостоятельный политик. После всего того, что было в ее судьбе... Шквал критики в основном от ультрапатриотов так называемых, которые не могут простить: как же так, взяла свободно билет на самолет и прилетела не куда-нибудь, а прямо в Москву?! И посетила еще судебное заседание?! Но она объяснила, почему сделала это . Она хотела поддержать тех, кого она считает своими людьми.

- Но мандат от кого был? От себя? От Тимошенко или Порошенко?

- Я думаю, что мандат был только от себя. Про другие мандаты я не знаю. Она поддержала граждан Украины. И ради того чтобы освобождать людей, в том числе и тех, в отношении которых приговор вступил в законную силу, она готова в том числе ехать, вести переговоры, этого добиваться. На мой взгляд, это гражданская позиция. Поэтому как бы к этому ни относились те, кто ее сегодня чересчур критикуют, мне кажется, на такую самостоятельную позицию она имеет полное право.

- Очень странную вещь вам скажу. Мне было немножко жалко президента Порошенко, когда он начал говорить о том, что есть альтернатива: либо война, либо война с Россией. В связи с этим в России немедленно прозвучала мысль, что это ложная альтернатива. Почему я говорю "жалко", потому что из этого видно, под каким прессингом он находится со стороны той самой партии войны.

- Да. Это действительно сложная ситуация. И объективно это именно так, как прозвучало в вашем вопросе, потому что сегодня очень сильные позиции имеет партия войны во власти. .

- Аваков и компания?

- Естественно. Яценюк, "Народный фронт", так называемый гражданский корпус "Азов".

- Яценюк, несмотря на то что его больше нет в правительстве?

- Совершенно верно. Яценюк, который производит сегодня любые действия, которые иначе как самоуправством не назовешь. Я имею в виду гражданский корпус "Азов". Это все происходит, и суть заключается в том, что власть на Украине, пришедшая в 2014 году, потеряла самое главное качество, которое присуще власти, — монополию на силу. Тому есть масса примеров. Например, недавно общественное движение "Украинский выбор", которое я возглавляю, в Николаеве назначило форум по социально-экономическим вопросам. На наш взгляд, Украина движется, к большому сожалению, твердым путем к социально-экономическому краху. На этот форум мы пригласили представителей трех областей – Николаевской, Херсонской и Одесской — чтобы поговорить об экономике, дальнейшем пути, об изменении внешнеэкономического курса. Мы считаем, это обязательно.

- Чтобы у регионов была самостоятельность?

- Да, децентрализация. Безальтернативно.

- Не только у юго-востока, но и у Запорожья, у Закарпатья?

- Это просто Южный форум, потому что он собрался для представителей и с участием представителей юга.

- То есть вам кажется неизбежной децентрализация на Украине вообще?

- Совершенно верно. И мы не можем сегодня признавать безальтернативность евроинтеграции, потому что Зона свободной торговли с ЕС и Соглашение об ассоциации ведут к этому краху, к деиндустриализации, к краху социально-экономическому. Сегодня договор о Зоне свободной торговли ведет к падению производства, росту цен, росту количества безработных и всему остальному. И вот на эти темы мы хотели поговорить. И что вы думаете? Как в очередной раз нам сорвали это мероприятие? Более того, в этом участвовали не только такие так называемые гражданские организации, как "Азов", но и "Правый сектор (запрещена в РФ), Партия свободы" и все остальные. Дело чуть не дошло до драки! Вот вам. Это юг. Здесь радикалы, ультрапатриоты ведут себя сегодня таким образом.

- Мне достанется за мой следующий вопрос, тем не менее…

- Надеюсь, не от меня?

- А кто его знает.

- Тогда послушаем.

- Я буду цитировать американского политолога Миршаймера, который высказывает такую мысль: нельзя небольшим странам, находящимся рядом с великими державами, с ними ссориться. Точно так же, как Куба, когда разместила советские ракеты…

- Да.

- От Америки сразу получила. Что касается Украины. Он ставит вопрос следующим образом: Украина должна быть государством-буфером. Может быть, действительно, вот он, лучший сценарий: Украина — буфер между Западом и Востоком?

- Этого не может быть. Это точно. Мы еще употребляем такой термин, как "мост" между Европой и Россией. И если бы на Украине в последние годы были умные правители, они бы использовали именно эти транспортные возможности и именно на пользу и для развития экономики, изменения ситуации, развития промышленности и всех остальных отраслей. Но когда в основе лежит не экономика, а политика, более того, я бы назвал это каким-то политическим лизоблюдством, то ни о какой экономике, а тем более о ее развитии, речи быть не может. Украина должна использовать свое геополитическое положение, а ругаться, ссориться, тем более переходить в стадию враждебности со своим соседом, — последнее дело. Тем более что лично я и те, кто сегодня разделяет мои взгляды, довольно принципиальны и последовательны, уверены в том, что наши народы, народы России и Украины, никогда врагами не будут, кто бы и как бы ни хотел это сделать.