В отношения Москвы и Вашингтона вмешался гастарбайтер

Кто бы ни стал следующим президентом Америки, в истории отношений Москвы и Вашингтона навечно появился и еще один персонаж. Этого гражданина США зовут Хулио Прието. Он – первый в истории задержанный на границе России американский гастарбайтер-нелегал.

Кто бы ни стал следующим президентом Америки, в истории отношений Москвы и Вашингтона навечно появился и еще один персонаж. Этого гражданина США зовут Хулио Прието. Он — первый в истории задержанный на границе России американский гастарбайтер-нелегал. Его судьбу решил суд в одном очень симпатичном приграничном райцентре Новосибирской области. Как он туда попал?

Такое путешествие, наверное, свидетельствует о двух вещах: и в Америке бывает несладко, и в России есть что ловить, при этом в провинции, о которой мы сами иной раз отзываемся пренебрежительно.

Суд над гражданином США Хулио Прието пришелся на первый по-настоящему зимний день в Сибири. "Не очень тебе здесь холодно?"- успел ему прокричать я. Но в тот момент ему было не до разговоров.

Его, признавшегося в том, что в Россию он пробивался на нелегальные заработки, повели на решающее для него заседание районного суда. Так что ему было здесь ловить?

Местная музыкальная школа. Само собой, есть классика — занятие на фортепьяно. Этим в России, в принципе, не удивишь. Но в соседних кабинетах и флейта, и вообще, кажется, весь симфонический оркестр. Оказывается, слышно выпускников на всю страну.

"Они служат в президентском полку в Москве, учатся в московской Академии имени Гнесиных, в Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского, в Академическом училище музыкальном. Они из города Карасук", — рассказывает директор музыкальной школы.

Впрочем, еще подъезжая к этому городу, предполагаешь, что вакансии будут в пищевой промышленности. Так и есть. Для начала — кондитерское производство. Чтобы делать корзинки белковые, трубочки в шоколаде, фирменный торт "Искушение" и так далее, нужны рабочие руки. То есть правильно сюда пробивался Хулио Прието, пусть даже он вряд ли бы сразу оценил и тот факт, что все эти вкусности здесь делают не только из отечественной муки, но еще и на отечественном оборудовании. Но главное — работа есть.

И с поголовьем скота здесь все неплохо, и ассортимент продукции должен расти и расти. И всё-таки первое объявление о вакансиях — при входе в местную мебельную фабрику. "Нам требуются менеджер, специалисты по производству и изготовлению мебели", — говорят на фабрике.

Здесь уже работают семь человек. Но, оказывается, нужно больше. "Мы расширяем производство", — говорят на мебельной фабрике.

При этом, в отличие от городов-миллионников, в провинции цены держат демократичными. Потом в местной администрации нам объяснили: делается это для того, чтобы сохранить и производство, и рабочие места. Тем более что этот город с его необычно богатой для провинции выставкой боевой техники времен Великой Отечественной в последние годы стал одним из лидеров Новосибирской области и по числу автомобилей на душу населения. Такие завоевания хочется сохранить.

Тем временем федеральная судья Елена Гронская терпеливо разъясняла незадачливому американцу особенности российского законодательства и изучала материалы дела, в том числе съемку с границы.

На ней видно, как со стороны казахстанского Павлодара к нашим пограничникам подходит человек и показывает паспорт гражданина США, в котором нет российской визы. Человека отправляют восвояси.

Но через полчаса он был задержан при попытке перелезть через границу — наверное, так же, как его предки-латиноамериканцы попадали в свое время в США из Мексики. Здесь у нас сработала сигнализация. Так что он у нас пытался ловить?

Шагая по белым просторам России, в этой местности Хулио Прието не мог не натолкнулся на железнодорожные пути. Здесь проходит среднесибирский ход Транссиба. Через Карасук идут грузы из Павлодара, Кузбасса, с Алтая. То есть, по идее, РЖД потенциальный работодатель для американского нелегала-гастарбайтера.

И все-таки теперь железная дорога необязательно самый здесь завидный работодатель. Например, вот уже 14 лет как в городе работает мастерская по производству фотообоев, разных плакатов, указателей, багетов.

Зарплаты в Карасуке скромные. Но и уровень цен значительно ниже. О таких прейскурантах, как в местной гостинице "Победа" или в расположенном рядом с ней салоне красоты "Фифа", в городах-миллионниках и мечтать нельзя.

В местном краеведческом музее — с его экспозицией о былых местных кочевниках, русских переселенцах, немецких колонистах, и советских пионерах — меня посетила и еще одна фантастическая теория, почему американец пробивался именно в Карасук. Еще нас повели показывать найденные здесь кости таких же, как в Америке, бизонов.

Шутки шутками, но Карасук привлекателен своей стабильностью. Похоже, это ровно то, что и искал здесь гастарбайтер из явно не самого веселого уголка штата Колорадо.

Когда судья Гронская закончила читать приговор, стало понятно: этого гражданина подвергли всего-то штрафу, будут депортировать, но освободили в зале суда. Он явно ошалел.

- Хулио, ты свободен! Можешь выходить. Ты отдаешь себе в этом отчет?

- Я не комментирую.

- Зачем ты приехал в эту страну?

- Я приехал ради другой жизни. Именно ради нее.

Еще, со слов Хулио, выходило, что он — мелкий клерк в страховой компании в штате Колорадо — в России хотел создать еще и новую семью. Но что все-таки с готовностью брать на работу иностранцев у местного бизнеса? Так светила ему здесь работа или нет?

- Вам хватает рабочих рук?

- Не хватает, — признаются на кондитерской фабрике.

- То есть если бы американский гастарбайтер у вас появился на пороге и были бы у него документы в порядке, может быть, и на работу бы взяли?

- Не хотелось бы, конечно.

- Почему?

- Хотелось бы кадры свои иметь.

- Народу хватает? – интересуемся в колбасном цехе.

- Хватает. По семь человек в бригаде.

- У вас в СИЗО сидит американский нелегал-гастарбайтер, хочет работу в России получить. Может, возьмете?

- Нет.

- Почему?

- Потому что своих хватает. Свои — добросовестные, ответственные люди.

- Берите американца-гастарбайтера.

- Да нет, мы уж как-нибудь сами справимся в этом случае, — признаются на мебельной фабрике.

И все-таки, даже изучив Россию, скорее, через решетку, уж что-то такое Хулио Прието здесь у нас разглядел.

- Ты хотел бы вернуться в Россию, но уже с визой?

- Да, это было бы прекрасно.