Михаэль Хесеманн: миф о Граале вдохновлен почитанием чаши Тайной вечери

В средние века многие храмы хотели приобрести мощи мучеников. Тогда из катакомб стали изымать любые останки Зачастую было известно только имя похороненного, и к нему сочинялась какая-то история. Со временем истина восторжествовала, но не сразу.

В Россию приехал Михаил Хесеманн. Немецкий церковный историк, популяризатор церковной истории, участник археологических исследований по следам евангельских событий, автор 40 книг. И, что самое интересное, исследователь реликвий христианства, один из ведущих исследователей христианских святынь, в частности, Святого Грааля. С 1979-го года Хесеманн проводит исследовательскую работу в Риме, имея постоянную аккредитацию в секретном архиве Ватикана. Во время единственной встречи поговорить обо всем, чем интересуется и занимается Хесеманн казалось нереальным, но мы постарались совершить невозможное.

- Михаэль, как мне объяснили, вы считаете, что ваш опыт исследования реликвий может и должен быть применен в России. В чем конкретно?

- Когда ученый-историк работает с фактами и устанавливает подлинность исторических явлений, ему всегда очень полезно изучить и использовать чужой опыт проведения экспертизы в данной области. Конечно, я изучаю эти вопросы с другой точки зрения, чем русские православные ученые, которые, скорее всего, знают об опыте Католической Церкви только поверхностно. Но я убежден в необходимости объединения совместных усилий и эффективности сотрудничества.

Результаты моей работы находятся в открытом доступе – они опубликованы в моих книгах. И я бы хотел, чтобы русский читатель, познакомившись с ними, узнал: святыни, о которых учит Православная Церковь и которые она почитает, историчны, подлинны и — существуют сегодня.

При наличии времени я с радостью откликаюсь на просьбы по вопросам экспертизы подлинности реликвий. А мои книги лишь снова и снова подтверждают то, во что верит христианская Церковь 2000 лет.

- Что можно узнать в секретном архиве Ватикана, куда у вас есть доступ? И почему он является секретным?

- Секретный архив Ватикана — это почти сто километров полок. Он возник на базе архива папских посланий и собрания внутренних документов Ватикана. Со временем часть архива стала доступна для посетителей Ватикана. Другие разделы открыты для исследований по запросам специалистов, а иные и поныне ограничены для посещения. Я работал и в политическом архиве госсекретаря Ватикана и большом архиве Ватикана. Они содержат множество документов по церковной жизни, внутренней политике, дипломатическим связям Ватикана. Словом, по всем видам деятельностям, в которые вовлекался и вовлекается римский папа: в определенные эпохи роль Ватикана оказывалась ключевой как в международных ношениях, так и в вопросах урегулирования конфликтов. Архив – это настоящий клад для историка. Каждый раз работая там, я обнаруживаю что-нибудь новое.

- Вы занимаетесь историей поклонения, обретения, верификации или доказательства фальсификации. Как это происходит? Можно конкретные примеры?

- Церковь достаточно бережно обращалась с реликвиями. Одна из основных задач историко-исследовательского и научного подходов к истории реликвий заключается в определении — являются они современными подделками или нет.

Церковная реликвия в западном мире хранится в мощевике с печатью и, как правило, их подлинность подтверждают сопроводительные документы. Если мощевик без документа, важно, чтобы он был без анахронизмов (намеренное или условное ошибочное отнесение событий, предметов к другой эпохе относительно фактической хронологии). То есть, если он был изготовлен в 18 веке, печать должна быть также старинной, а не современной. Если надпись напечатана на принтере, это, конечно, подделка. Или печать изготовлена не по правилам, не из того материала, не соответствует качеству того времени, части ее из разного материала или современные — это явные признаки подделки.

Если к мощевику прилагаются старинные документы, совпадающие с печатью на нем, подпись рукописная и выполненная в технике того времени, проверяется форма мощевика и так далее. То есть существует много критериев, которые необходимо изучать. Один из важных методов верификации – использование сравнительной палеографии: области исторической науки, изучающая правописание в разное время. Каждому поколению свойственен определенный тип каллиграфии и правописания. Наши дедушки писали не так, как мы сегодня. И, зная это, палеографы четко датируют надписи. Способов существует очень много.

Вообще вопрос аутентичности реликвий поднимался еще во времена святой царицы Елены. В 1545-1563 годах на Тридентском соборе Католической Церкви было принято постановление, согласно которому передача святынь должна происходить только по письменному благословению архиерея, а любые значимые действия с реликвиями обязательно оформляться на бумаге и заверяться печатью епископа. В соответствии со статьей N 1190 Кодекса канонического права Католической Церкви продажа реликвий запрещена под страхом отлучения. Даже перенос чтимых реликвий не разрешен без согласия Ватикана. При возникновении необходимости отделить частицу мощей святого, все происходит по установленному правилу: частицу отделяют, помещают в специальный реликварий с соответствующей подписью, опечатывают печатью епископа и выписывают соответствующий документ. Кроме того, все значимые святыни в Католической Церкви хорошо задокументированы, так что можно проследить их исторический путь.

К сожалению, сегодня процветает индустрия фальсифицирования святынь. На известном американском сайте eBay, среди прочего, можно купить и поддельные реликвии. Я видел в Москве в Центре изучения реликвий Российского православного университета выставку фальшивых реликвий: каждая несет на себе четкие следы подделки.

- Вы пишете: "Почитание мощей и др. христианских реликвий – важный аспект нашей веры, ибо святыни делают сверхъестественное ощутимым". Однако истории известны случаи деканонизации давно почитаемых святых, что, порой, отражается на отношении людей к вере, и к Церкви. Как вы считаете – что важнее – доказать фальсификацию, установить правду и изъяв мощи святого, возможно, потерять при этом доверие и любовь паствы или промолчать ради "худого мира"?

- Святыни почитаются Церковью как знаки божественного присутствия на Земле. Что сделало Рим святым? Кровь и могилы мучеников, которые там пострадали. А Константинополь считался святым, потому что император Константин и его мать Елена собрали там святыни со всего христианского мира.

Во всех христианских традициях реликвии считаются способом опосредованного контакта с трансцендентным божеством, они считаются "мостом на Небеса". Обладание этими реликвиями привязывает присутствие святого к какому-то месту и открывает возможность общаться с ним, молитвенно взывая к его помощи.

Как присутствие божественной благодати святыни носят в крестных ходах через города, и они наполняют храмы своим благословением. Считается, что они исцеляют больных, поэтому православные христиане, прикладываясь, получают от них благословение. Уже в раннем христианстве кусочки ткани, которая находилась в контакте со святыми, считались сакральными. Архитектурный дизайн самой большой церкви в западном христианстве — базилике святого Петра в Риме — демонстрирует значимость святынь в западной христианской традиции. Раскопки археологов в 40-х годов XX века подтвердили, что базилика святого Петра была построена на месте погребения апостола Петра. Они подтвердили то, что золотыми буквами написал Микеланджело вокруг купола: "Ты еси камень, и на камне сем я воздвигну Церковь мою". Сама архитектура должна была подтверждать идею присутствия апостола Петра, поэтому главная реликвия — его кресло, отделанное бронзой, стоит в центре, подчеркивая значимость места апостола Петра. Не только базилика святого Петра стоит на останках апостола, но и четыре окружающих ее часовни. Над ними был построен и освящен купол и крест в нем. На концах крестовой поперечины установлены две свинцовые шкатулки, в одну из которых помещена частица Животворящего Креста и мощи Андрея Первозванного, а во вторую медальон Агнца Божия, плат Вероники. Все они периодически выносятся для поклонения.

Первое свидетельство о вере в силу святынь мы находим в Евангелии от Марка, написанном около 43-го года от Рождества Христова в повествовании об исцелении кровоточивой женщины: сила исцеления исходила не только от Спасителя, но и вот одежды, которую он носил. А в деяниях святых апостолов написано, что такая же сила исцеления была у апостолов и у их одежды.

В 19 главе Деяний прямо говорится, что одежду, которую носил апостол Павел, накладывали на болящих, и те исцелялись. Эти события, по-видимому, происходили около 53-го года, когда были живы ученики, знавшие Спасителя. Таким образом, мы имеем апостольское свидетельство об этой практике. Во II веке (около 155 года) святой Поликарп Смирнский стал мучеником за Христа. И, как сказано в житии, после его кончины христиане собрали его останки, почитавшиеся ценнее золота и драгоценных камней. Святой Поликарп был учеником и последователем апостола и евангелиста Иоанна, который и рукоположил его во епископа, что подтверждает подлинность апостольских традиций.

Есть и другие примеры поклонения христианским святыням. Так, цепи апостола Петра и великомученика Георгия считались святыней, поэтому возникла практика надевания их на человека. Существуют свидетельства, что таким образом происходили исцеления. Постепенно возникла традиция строительства церквей над могилами мучеников, где больных располагали над гробницей святого для исцеления, а паломники с этой же целью пролезали под гробницами.

В 348-м году святой Кирилл Иерусалимский сказал: "Земля наполнена животворящими частицами Креста Христова" — это пример раннего почитания Креста Господнего. Некоторые скептики утверждают, что если собрать все известные частицы Креста, из них можно построить корабль. Однако в 19-м веке французский исследователь Флери доказал: если принимать во внимание только подлинные частицы, собрать можно всего лишь часть перекладины от Креста.

Веками конгрегация болландистов (состоит преимущественно из ученых-иезуитов, занимающихся собиранием, сочинением и изданием житий святых и манускриптов) проводит серьезную работу по проверке данных о святых. Не у всех есть четкие биографические данные, а иногда жития копировались по шаблону с изменением имен, из-за чего возникла сильная путаница. Например, в средние века многие храмы или самые обычные люди хотели приобрести мощи мучеников. Тогда у кого-то появилась идея, что все, похороненные в катакомбах, были мучениками. После чего из катакомб стали изымать любые останки, даже относящиеся к 4-5 векам. Зачастую было известно только имя похороненного. Иногда и имя ему придумывали, а к нему сочинялись какие-то истории. В Кельне надпись над захоронением святой Урсулы и с ней 11 дев-мучениц была "слегка интерпретирована". Там утверждалось, что на кладбище находятся останки одиннадцати тысяч мучениц. Конечно, со временем истина восторжествовала, но не сразу.

Вопрос допускать ли критический подход к установлению святости или полагаться на принцип "по вере вашей", когда верующие получают помощь даже если почитаемые ими святыни таковыми не являются? Я считаю, что почитание относится к области веры. Но я хотел бы, чтобы при установлении биографических сведений и проведении канонизации святых использовались научные методы. Потому что мы несем за это ответственность.

Церковь, однако, владеет не только научным аппаратом: если происходят чудеса от неизвестного святого, это только подтверждает его святость и надо исследовать все, что связано с этим случаем.

Церковь – не конвейер. Каждый случай надо рассматривать отдельно.

- Совсем недавно, в 2015-ом году, в Армении вы были удостоены степени почетного Доктора Истории за публикацию материалов из секретных архивов Папы о геноциде армян во время Первой мировой войны. Почему эти документы не рассекречивали до вас? Что вам удалось обнаружить и доказать?

- С этими документами раньше никто не работал потому, что их никто не искал и не интересовался ими, хотя они всегда находились в архиве. Я случайно открыл для себя этот вопрос. Я изучал биографию Эудженио Пачелли, ставшего папой Пием XII, о котором я написал книгу. Он был нунцием в Мюнхене, и в одном из документов того времени он ссылается на армянский геноцид. Там также приведены ссылки на два письма папы Бенедикта XV в Турцию султану, в котором он просил о помиловании кого-то из армян. Мне стало понятно: чтобы папа просил о помиловании, он должен был располагать большим количеством информации. И, начав исследование, я обнаружил, что геноциду было много свидетелей. Существует Армянская католическая церковь. Она небольшая, но имеет всю необходимую структуру автономной епархии. В архиве сохранились отчеты священников, монахов, епископов этой церкви – они постоянно посылались в Ватикан. Есть также отчеты немецких и австрийских миссионеров, ставших свидетелями геноцида. Они также посылали отчеты в Ватикан.

Ватиканские дипломаты пытались остановить геноцид. Благодаря контактам с Армянской Православной Церковью мы знаем, что они были крайне обеспокоены происходящим. Таким образом, благодаря секретному архиву Ватикана, мы получили полную картину гонений в Армении не только о том, что происходило, но и что планировалось сделать. Оказывается, преследовались не только армяне — полтора миллиона жертв, пострадало также около миллиона других христиан: копты, ассирийцы… То есть это был геноцид не только армян, но и вообще всех христиан, одно из самых крупных религиозных преследований в истории. И благодаря документам архива Ватикана стало понятно, что это был запланированный геноцид, а не жертвы переселения, как утверждают турецкие источники. Сейчас многие документы опубликованы. Для Армении это новый и значительнейший источник информации. Я передал 1100 страниц копий документов из архива Ватикана армянским исследователям, и теперь они сами могут продолжить работать с ними. Мы открыли новую главу в исследовании истории геноцида армян, и для меня важно, что мой вклад будет способствовать этому.

- Я знаю в России атеиста, защитившего диссертацию по библейской археологии. Должен ли быть христианином ученый, работающий в такой области?

- Конечно, атеист может проводить прекрасные научные исследования. Наука не зависит от религиозности. Наука основывается на научной методологии. Это аксиома, теорема, поверка эмпирическими фактами. Анализ ДНК, карбоновый анализ не зависит от того, делает их верующий или нет, так как метод один. То же самое касается библейской археологии. Она не зависит от религиозной принадлежности. Многие важные находки по новозаветной археологии были сделаны исповедующими ислам. В огромной работе по изучению Туринской Плащаницы принимали участие и протестанты, и агностики, и атеисты, и иудеи. Замечу, правда, что сверхъестественные явления на плащанице побудили некоторых даже обратиться в христианство. Я обращался к иудеям ученым, когда проводил исследования надписи на Святом Титле, в частности потому, что именно в Израиле существует школа палеографии. Для изучения реликвий не нужно быть верующим, главное – быть честным и объективным. Но только надо не быть замкнутым, быть ко всему открытым и готовым воспринять новое и непривычное. Потому что свет Христов светит и во тьме.

- Вы занимались Святым Граалем. Это дань моде, все ученые проходят этот этап? Или вам лично важно было узнать о нем. К какому выводу вы пришли?

- В детстве я провел много времени с дедушкой, который очень любил Вагнера, его музыку, так что мы слушали "Парсифаля". И у меня, 10-летнего мальчика, тогда возник вопрос о Граале, который положен в основу сюжета оперы. В университете я изучал не только историю и политологию, но и немецкую литературу, в том числе и средневековую и снова столкнулся с Парсевалем (или Парсифалем). Во время конференции в Риме по христианским реликвиям один ученый из Испании рассказал о чаше Грааля в Валенсии, и меня это заинтересовало. Начав заниматься исследованием, я написал об этом книгу, где рассказываю, как пришел к выводу, что миф о Граале был вдохновлен почитанием чаши Тайной вечери. Она хранилась в Риме до 52 года, а во время гонений на христиан в первые века была вывезена в Испанию и спрятана в монастыре. Сам король Альфонсо I Воитель — великий арагонский правитель — проводил там великий пост. Его молодого племянника-рыцаря звали Парцифаль (транскрипция его имени использована в опере Вагнера). Таким образом, миф основан на конкретных исторических событиях, происходивших около 1133-34 годов. Подлинность Чаши была признана тремя папами, в частности Иоанном-Павлом II и Бенедиктом XIV, служившим на ней.

Своим исследованием я противостоял спекуляциям Дэна Брауна и других, кто распространял ложь о христианстве в угоду коммерции и антихристианской идеологии. Мне было важно показать, что это у этой легенды были исторические корни.

- Так кто вы больше — журналист или ученый?

- Я — писатель, ученый и исследователь. Больше исследователь, чем преподаватель, ведь постоянное преподавание уменьшает время на исследование. Я пишу книги, иногда занимаюсь журналистикой, специализируюсь на церковной тематике. Я считаю, что каждый должен служить своим талантом евангелизации Европы: ученый, журналист, а если можно это сочетать – еще лучше. Но в первую очередь я — христианин и хочу своей работой служить Церкви и проповеди Евангелия.

- В России действуют центры изучения православных святынь. Как бы вы оценили важность этой работы?

- К сожалению, западное христианство находится под воздействием вируса модернизма. В результате вера в святость, почитание святынь почти сошло на нет, их почитание часто переходит в некий фольклор без религиозного значения. Подлинные святыни стали появляться даже на аукционах типа Кристи, хотя это категорически запрещено. Это большая трагедия и большой стыд для нас, западных европейцев.

Запад был хранителем святынь, а Россия утеряла даже свои реликвии и стремится их вновь получить, что крайне важно для сакрализации церковной жизни. К сожалению, в Россию хлынул вал подделок. Вам необходимо быть очень осторожными. Надо отделять овец от козлищ: несмотря на оскудение веры, ни в храмах, ни в антикварных лавках на западе купить подлинные святыни нельзя. С одной стороны, мы имеем настоящие аутентичные святыни — источники благодати, исторические объекты со времен нашего Спасителя и святых, а не благочестивые подделки, как утверждала пропаганда масонов и коммунистов. И это подтверждается современными научными исследованиями. С другой, потеря веры на Западе привела к тому, что ради обогащения люди начали продавать поддельные святыни.

Во времена крестовых походов мусульмане продавали фальшивки наивным крестоносцам. Поэтому на Латеранском соборе в 1059-ом году было решено контролировать поступающие реликвии, введя процедуру их верификации и опечатывания. То же самое надо делать в России — я стал свидетелем частых случаев привоза в Россию фальшивых реликвий. Впрочем, как я сказал, верификация начата. Я был в центрах по изучению христианских святынь в Москве в Православном университете и в Санкт-Петербурге в митрополии. Я общался с Михаилом Артеевым, который руководит центрами: мы познакомились на конференции несколько лет назад. Я был приятно удивлен: он обладает практически полными знаниями в области подлинности реликвий. Экспертизы, которые проводят центры, содействуя выявлению подделок и принесению подлинных святынь, инструментарий работы, информированность находятся на очень хорошем уровне. Я молюсь, чтобы Бог благословил эту работу, ведь сокровища Церкви для нас важнее, чем золото и алмазы.