Театральный скандал: есть ли цензура в России

Знойное выступление Константина Райкина спровоцировало нашу творческую интеллигенцию быстро искать в стране государственную цензуру. Шукали дружно, чуть ли не с фонарями под лозунги о свободе творчества и что трогать ее не моги.

Знойное выступление Константина Райкина спровоцировало нашу творческую интеллигенцию быстро искать в стране государственную цензуру. Шукали дружно, чуть ли не с фонарями под лозунги о свободе творчества и что трогать ее не моги. Спорили по ходу дела жарко. Однако госцензуру не нашли. Как говорится, не догнали — хоть согрелись. Дискуссия получилась яркой и даже примиряющей.

Москва. Поток зрителей на спектакль "Король Лир" с Константином Райкиным в главной роли. Полный аншлаг. При том что полные залы "Сатирикон" собирал и раньше, средняя посещаемость спектаклей театра, по данным Министерства культуры, последние два года была в районе 51%.

В кулуарах до сих пор идут обсуждения. Кто бы что ни говорил о той самой речи Константина Райкина, сам факт открытой дискуссии о цензуре или ее отсутствии важен и театрам, и чиновникам, и зрителям.

"Он – молодец, не боясь, выступил, высказал все министру культуры. Он правильно сделал. Дискутировать всегда нужно, чтобы как-то расти и развиваться", — считают пришедшие на спектакль.

У трибуны — 13 минут 25 секунд. Еще немного – и как снежный ком – десятки СМИ, сотни журналистов. По запросу "речь Райкина" в Google — почти 800 тысяч сообщений, в Яндексе — миллион. Самое цитируемое слово — "цензура".

"Я помню этот позорный идиотизм! Это – единственная причина, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, эту мерзкую книжку читать. А меня заставляют читать эту книжку опять. Меня очень тревожат — я думаю, как и всех, — те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти группки оскорбленных якобы людей, которые закрывают спектакли, выставки, нагло очень себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна, дистанцируется. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры", — заявил Константин Райкин, народный артист России, художественный руководитель театра "Сатирикон".

Театр "Балтийский дом". Санкт-Петербург. Февраль 2016 года. Гастроли спектакля "Сатирикон". Спектакль "Все оттенки голубого". В попытке сорвать постановку группа активистов раздает зрителям листовки с фразой "не поддавайтесь пропаганде либерастов". Когда спектакль начинается, в полицию — словно из ниоткуда звонок о заминировании театра. Эвакуация зрителей.

Московский Художественный театр — МХТ. Апрель 2015-го. Активисты в костюме смерти с косой принесли на крыльцо отрезанную голову свиньи. Надпись: "Табакову". Протест против спектакля "Идеальный муж" сформулировали на табличке.

"Хочу сказать некоторым нетерпеливым товарищам: не приносите свиные головы в МХТ, сдавайте их в холодильник. У нас действительно появились персонажи, которые пытаются диктовать художникам, что они должны делать, диктовать иногда в недопустимо агрессивной форме. Я — человек бывалый, всякое видел, поэтому этот спектакль не снял. Прошло несколько лет, и оказалось, что спектакль прекрасно идет и собирает публику", — отметил Олег Табаков, народный артист СССР, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова.

Спектакль – это не классическое прочтение Оскара Уайльда. Как же так? Художественная провокация допустила: на сцене и штаны снимают, и священник фигурирует. Активисты возмутились: священнослужитель у Богомолова в "Идеальном муже" якобы даже с кем-то целуется.

"Не было такого и в помине! Никогда вообще! Но дальше-то целая раскрутка — это пропаганда гомосексуализма. Вот мы вывозим этот спектакль на Венский фестиваль. Подходят австрийцы и говорят: вы это показываете в Москве? Это разрешают? И мы говорим: да, нам разрешат. И мы показываем. И мы говорим этим самым Европе, что Россия — свободная страна. Несколько лет тому назад не было такого количества оскорбленных верующих, которые по любому поводу высказывают свои мнения. Это что, внезапное прозрение или чей-то заказ? Думаю, что государство не проводит просветительской работы, а иногда устами некоторых людей, некоторых чиновников, например, Министерства культуры, фактически поощряется такая деятельность", — отметил Константин Богомолов, театральный режиссер.

"То, что полиция или власти очень вяло реагируют на эти вторжения, вызывает ощущение, что этих людей прислала власть. Мне кажется, что это не так, это совсем не власть, а отдельные группы определенных, может, религиозных, очень фанатически настроенных людей. Сам факт того, что о цензуре дискутируют открыто в обществе, говорит о том, что цензуры нет. О цензуре хорошо бы рассказал Аркадий Исакиевич Райкин. Он знал, что такое цензура, не говоря уже о Мейерхольде, Эйзенштейне и всех репрессированных", — подчеркнул Андрей Кончаловский, народный артист РСФСР, режиссер.

Тверская улица. Бывшая улица Горького, 5. С 1932-го по 1938-й здесь находился театр Всеволода Мейерхольда. Распечатка вырезки "Правды" от 1938 года: "В угоду левацкому трюкачеству и формалистическим вывертам даже классические произведения русской драматургии давались в театре в искаженноми антихудожественном виде". При том что для Мейерхольда уже готовили новое здание на Садово- Триумфальной площади, где в итоге открылся концертный зал Чайковского, приказ — театр ликвидировать.

Мейерхольда арестовывают. Он пишет из заключения: "Меня здесь били. Больного 66-летнего старика клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине". В этом же году — расстрел. Прах ссыпали в общую могилу №1. Захоронение невостребованных прахов.

"Нужно было утверждать каждый репертуар на каждый месяц, только после этого печатать афиши", — сказал Григорий Заславский, театральный критик, и. о. ректора ГИТИСа.

"Я "Реквием" Ахматовой прятала в сумку, — вспоминает народная артистка СССР Инна Чурикова. — Мы были в Германии. Чтобы у меня не увидели, потому что здесь если видят, что какой-то актер из "Таганки" как-то небрежно положил книжку, его же не пускали за границу. Я не могу сравнивать эти времена и те. Любят немножко поруководить. Да, есть вещи, которые тебя коробят или тебе не нравятся, но когда ты посмотрел спектакль и когда ты его обсуждаешь, в этом отрабатывается твоя позиция. Это же диспут. Приходят молодые. Им в их возрасте все время хочется что-то переиначить, это смысл молодых. Зачем запрещать? Мы же уходим, приходят новые люди".

С момента распада Советского Союза — по данным Минкульта — количество театров в России по сравнению с РСФСР только растет. На 2015 год в стране было зарегистрировано 614 театров. Количество посещающих театры сейчас — самое большое за последние десять лет: на спектакли ходит каждый четвертый россиянин. Средняя зарплата работников театров в последние годы росла быстрее, чем в среднем по экономике, а количество спектаклей с 2011-го выросло на 17 тысяч.

"За годы российской власти по сравнению с Советским Союзом количество театров в стране, поддерживаемых государством, увеличилось на 70%. Я сравниваю Россию с РСФСР. В Москве количество театров, по-моему, увеличилось почти в три раза. Как финансируются театры и выдается госсубсидия ежегодная, из которой оплачивается содержание имущества? Все имущество государственное, зарплаты работников, техперсонала. В эти деньги вложены средства на постановки, иногда дополнительные премьерные постановки финансируются сверх этого госзадания. Все доходы, которые театр получает от билетов, буфетов, спонсора, продажи программок, полностью остаются в распоряжении театра. Это вообще идеальная модель. Положа руку на сердце, надо сказать, что ситуация в разных театрах очень разная. Например, у провинциальных театров в силу ограниченности бюджет недостаточный. Последние два года достаточно жесткий бюджет во всех социальных ведомствах. Нам удалось благодаря дополнительным скидкам, перепроверкам смет сохранить уровень субсидирования прямого всех наших федеральных музеев, библиотек, театров на уровне 2014 года. Он был Годом культуры. Это было максимальное финансирование учреждений культуры. Считаю, это важнейшее достижение министерства", — подчеркнул министр культура РФ Владимир Мединский.

Театр "Сатирикон" Константина Райкина, по уточненным данным Минкульта, получил из бюджета 211 миллионов рублей, включая 44,3 миллиона на аренду Дома КВН.

"Мне хотелось бы понять, где его ущемили? Чего он не имеет? Он имеет центр, "Райкин Plaza", свой театр, школу. Он ставит то, что хочет. Многие, я в том числе, еще не очень точно знаем, что такое несвобода", — сказал Никита Михалков, народный артист России, режиссер.

Среди новых руководителей театров в последнее время в первой очереди — те, кого оценили и коллеги-профессионалы, и зрители. Евгений Миронов – Театр Наций, Олег Меньшиков — Театр Ермоловой, Сергей Безруков — после слияния двух областных руководит Московским Губернским драматическим театром. Многим площадкам, по словам главы Департамента культуры Москва, за счет поддержки удается не задирать цены на билеты.

Российский Академический молодежный театр. Закончился спектакль "Приключения Тома Сойера". В зале буквально яблоку негде упасть. Самый дорогой билет в зале — 2500 рублей, самый дешевый — всего 200 рублей. Период школьных каникул. Все было раскуплено еще за недели до начала спектакля.

"Как удается добиться цены в 200 рублей? Мы получаем субсидию от государства, достаточно значительную, также получаем грант президента, и это во многом позволяет нам держать такие цены", — пояснила Софья Апфельбаум, директор Российского Академического молодежного театра.

"Ленком", например на постоянной основе денег из бюджета ни на что, кроме окладов, не берет. При этом здесь и своя прачечная, и кухня, и массажный кабинет, и бассейн с сауной. У Дмитрия Певцова — персональная шапка для парилки.

"Мы зарабатываем где-то порядка 360 миллионов в год. Где-то 280-300 миллионов еще дает государство", — рассказал Марк Варшавер, директор "Ленкома", заслуженный деятель искусств России.

Государство помогает обновлять легендарные площадки. Новое пространство театра, который теперь называется "Электротеатр Станиславский" — настоящее чудо техники. Неизменным остался разве что исторический балкон. По всему залу развешаны специальные лебедки, которые могут подниматься в любой момент и с любой скоростью. Так же нажатием одной кнопки можно изменить фон стен.

Сам зал — настоящий трансформер. Это означает, что он может меняться практически любым образом вплоть до того, что в некоторых спектаклях расположение мест зрителя меняется во время самой постановки.

Несмотря на то что закон о меценатстве, который даст налоговые льготы бизнесменам, вкладывающим в театры, в Госдуме еще на рассмотрении, большую часть денег на "Станиславский" дали инвесторы. Город, по словам худрука Бориса Юхананова, выделил 75 миллионов. Вкладывать в том числе в экспериментальные площадки — мировая практика.

"Во Франции существуют два типа театров — частные и публичные. Частные финансируются богатыми людьми, меценатами, у них своя страховка, а публичные театры финансируются Министерством культуры. Французское государство финансирует 35 театров, называющиеся национальными драматическими центрами", — сказал Арно Дени, театральный режиссер, директор театральной компании.

У нас в одной только Москве — больше 80 театров, которым ежегодно выделяется финансирование из бюджета.

"По нашим оценкам, около 9,4 миллиарда рублей — на московские театры. Это, не считая средств на реконструкцию, реставрацию", — пояснил Александр Журавский, заместитель министра культуры РФ.

Деньги при этом уходят и в театры с полупустыми залами. В некоторых московских театрах при этом уже и бывшие хиты перенесли с основных сцен в малые, и финансирование не сокращают, а билеты не разбирают.

"Театры, в которых премьеры выходят крайне редко, куда зрители не ходят, получают такие же деньги, а иногда даже большие от государства, чем получает, например, руководимый мной Театр Пушкина, который ездит бесконечно на международные фестивали, на коммерческие гастроли, выпускает по пять-шесть премьер в год, у которого полные залы. Я — за дифференцированный подход, за постоянный подход, за постоянные оценочные какие-то категории, которые каждый сезон могут меняться", — заявил Евгений Писарев, художественный руководитель Московского драматического театра имени А. С. Пушкина.

В региональных театрах иногда и того не получают.

"На местах губернаторы менее всего обращают внимание на жизнь театра. Надо бы гордиться, что в 10-тысячном поселке находится театр. Люди не наркотиками занимаются, не пьют, а собираются ради искусства", — считает Александр Калягин, народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей РФ.

Нижний Новгород. Здание театра "Вера" областные и городские чиновники больше года пытаются передать друг другу, а стены до сих пор сыпятся. По сцене не то что декорации передвигать — пройти страшно.

В Орске много лет было то же самое. Сейчас на месте прогнивших досок в фойе — полы с подогревом: и теплее, и женщинам комфортнее — на спектакль в туфлях, а не в сапогах зимних приходить, все управляется с сенсорного пульта, оркестровая яма со специальным подвижным механизмом.

Среди передовых регионов по уровню развития театральной жизни в Минкульте называют и Новосибирск. Когда в 2014 году режиссер Тимофей Кулябин классическую оперу Вагнера "Тангейзер" перенес в реальное время — в основе сценария — Иисус Христос, плотские утехи — разразился скандал. Постановку закрыли, режиссера вызвали в суд, но дело в итоге прекратили.

"Достиг своего. Скандал. Следующий спектакль он получил где? В Большом театре! А мы говорим, что цензура. Это наивно, по-моему", — сказал Андрей Кончаловский.

Впрочем, по-прежнему для одних режиссер — это едва ли не борец с режимом, для других — осквернитель святынь.

"Сегодняшний художник мучительно, может быть, безнадежно пытается вновь завоевать себе почетное место в обществе, иногда методами ужасными. Он вызывает страдания у человека, у государства, он обливает государственные учреждения бензином и поджигает их, он подвергает себя обрезанию на самых священных местах и площадях своей родины. За это он получает по башке дубиной, орет, говорит, что он подвергается унижению, считает, что его художество достигло эффекта", — отметил Александр Проханов, писатель, публицист.

"Чем благополучнее страна, чем спокойнее, тем активнее в ней художник может критиковать власть. Это как раз показатель стабильности в стране", — уверена Марина Давыдова, театральный критик, главный редактор журнала "Театр".

"Государство в лице Министерства культуры — это тоже государственный продюсер. И, конечно, отдавая деньги государственные, народные, оно вправе поинтересоваться, а что же вы сделали? Передо мной пример нашего великого режиссера Андрея Тарковского. Он был свободен в том, что делал, но он понимал, что есть некие ограничения моральные, он работал не по принуждению в этих ограничениях", — сказал народный артист России Николай Бурляев.

"Если вы считаете, что это выходит за рамки закона, обратитесь в прокуратуру, в суд. Все остальное — это абсолютно творческая деятельность", — считает Александр Рубинштейн, заведующий кафедрой экономики, искусства, культурной политики Школы-студии МХАТ.

"Мы все время бросаемся из крайности в крайность: то творцы у нас либеральные говорили, что государство существует, чтобы нас обеспечивать, дать денег и отойти, теперь оно стало говорить, что художник вообще существует только для того, чтобы обслуживать текущую идеологию. Это невозможно. Это взаимоисключающие вещи", — полагает депутат Госдумы Елена Ямпольская.

По мнению Константина Богомолова, организм культуры и организм общества вырабатывают собственный иммунитет. "Не надо пытаться давать ему антибиотики, пилюли, очистительные клизмы ставить. Этим нарушаются баланс и нормальная работа организма", — считает Богомолов.

Впрочем, многие опасаются: силы, пытающиеся надавить на художника, все же находятся.

"У меня был случай, — вспоминает народный артист России Сергей Безруков, — когда я выступал на одном концерте и пел Высоцкого, читал стихотворение. И вдруг ко мне из-за кулис подходят некие люди и говорят: может быть, не надо читать это стихотворение? Я был в шоке, потому такого не ожидал. Я читал стихотворение "Мой черный человек в костюме сером, он был министром, домуправом, офицером, как злобный клоун он менял личины и бил под дых внезапно без причины". Видите, кто-то кому-то что-то показалось".

"Цензура — в головах у многих. Многие еще и хотят этой цензуры, радуются", — уверен Игорь Золотовицкий, заслуженный артист России, ректор Школы-студии МХАТ.

"Цензура должна быть в душе и сердце, прежде всего, у художника. Это самая главная цензура. Мы знаем огромное количество театров. В том числе для меня Юрий Петрович Любимов раскрылся при жесточайшей советской цензуре. Он создал свой театр благодаря именно этой цензуре", — сказал народный артист России Дмитрий Певцов.

"У нас достаточно фильтров, достаточно людей сведущих, которые могут что-то высказать, что-то поправить, посоветовать. По-моему, сейчас как-то с этим разобрались", — подчеркнул Марк Захаров, народный артист СССР, художественный руководитель театра "Ленком".

И пока обо всем, что наболело на репетициях, за кулисами, в кабинетах чиновников говорят, не прикрыв дверь на кухню, а с трибуны, количество интересующихся современным театром только растет.