О трансокеанских торговых партнерствах. Реплика Александра Привалова

Новый президент Соединенных Штатов Америки не только не вступил в должность, он, формально говоря, не совсем еще избран, но уже повлиял на ход событий в двум чрезвычайно важных для всего глобуса историях: в истории обоих трансокеанских торговых партнерств, Транстихоокеанского и Трансатлантического.

Новый президент Соединенных Штатов Америки не только не вступил в должность, он, формально говоря, даже не совсем еще избран, но уже повлиял на ход событий в двум чрезвычайно важных для всего глобуса историях: в истории обоих трансокеанских торговых партнерств, Транстихоокеанского и Трансатлантического.

Продвижение к этим двум важнейшим межстрановым соглашениям, охватывающим большую часть мировой экономики, составляли главный стержень внешней политики президента Обамы все последнее время. Если бы Обаме удалось добиться ратификации Транстихокеанского партнерства и, что еще более важно, заключения договора Трансатлантического, он вошел бы в учебники победителем, ведь тогда все его локальные проекты, как бы кисло они ни выглядели по отдельности, задним числом обернулись бы подготовкой блистательно победного шага.

Тогда получилось бы, что и войны на Ближнем Востоке, и поток мигрантов, и хаос на Украине – все как нарочно (и кто решится заявить, что случайно?) сплелось так, чтобы аккуратно подогнать европейцев к единственному оставленному для них отверстию в стене, к Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству. Но Трамп выиграл президентские выборы, и такой волшебный поворот стал невозможным. Теперь кровь и грязь – что в Сирии, что в Ливии, что на Украине – так и останутся просто кровью и грязью.

Итак, по порядку. Транстихоокеанское партнерство, которое должно связать США и Азию по американским правилам. Договор о нем подписан (что администрация Обамы не без оснований подавала как важную свою победу), но должен быть еще ратифицирован парламентами всех стран-участниц. Конгресс Соединенных Штатов начал с некоторых сомнений по поводу ратификации, потом сомнения сгустились, а теперь, после выборов 8 ноября, вопрос оказался решен.

Как пишет Wall Street Journal, Белый дом признал, что не сможет добиться от Конгресса США ратификации соглашения до окончания президентства Барака Обамы. Сначала республиканцы в конгрессе дали понять, что не будут рассматривать это соглашение о торговом партнерстве в период уходящей администрации. А затем лидеры уже обеих фракций, и республиканцев и демократов, заявили Белому дому, что не смогут продвинуть его и после выборов. Если же вспомнить, что Дональд Трамп обещал в первые же сто дней своего правления выйти из Транстихоокеанского партнерства, то можно констатировать, что всеобъемлющее соглашение о Транстихоокеанском торговом партнерстве в его теперешнем виде – умерло. На днях уходящий президент Обама должен встретиться в Лиме (на полях саммита АТЭС) с главами остальных стран, подписавших документ, но никто не ждёт от этой встречи прорывных договоренностей: "Ощущается некоторая усталость от переговоров".

Понятно, что совсем в песок это соглашение не уйдет. Многие эксперты полагают, что оно может быть заключено и без Соединенных Штатов, но зато с участием не приглашенных туда ранее Китая и России. Такое предложение сделал, в частности, президент Перу Педро Кучински. Допустят ли такой поворот событий Штаты – тоже интересный вопрос, на который пока некому дать ответ.

Со вторым партнерством – Трансатлантическим — совсем занятно. Против него совсем еще недавно Европа довольно громко протестовала, причем не только Европа простолюдинов (что никого особенно не волнует), но Европа на уровне национальных правительств. Если помните, еще в мае президент Олланд заявил, что Франция эту бумагу не подпишет. А поскольку со стороны ЕС требовался консенсус, то это означало чрезвычайно острый бунт европейской стороны против американского руководства.

Но тут, вспомним еще раз, неожиданно закончились выборы 8 ноября. Уже в Штатах приходит к власти человек, который не только не будет давить на Европу за это соглашение, но и сам остро высказывается против него. И что же? Евросоюз вместо того, чтобы обрадоваться, что точка зрения многих европейцев победила, переходит на другую точку зрения. Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем заявила, что Еврокомиссия готова к возобновлению с новой администрацией США переговоров по соглашению о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве.

Госпожа Мальмстрем признает, что продолжение переговоров по этому соглашению, вероятно, не будет важнейшим приоритетом для новой администрации США, но все равно настаивает на продолжении переговоров.

Довести до конца работу над этими двумя партнерствами, которые бы достаточно жестко (и, думаю, достаточно надолго) закрепили бы на огромной части планеты принципы нынешней финансовой глобализации, Обама не сумел – или не успел – это уже свершившийся факт. В каком ключе пойдут такие процессы при Трампе, пока неясно. Но уже очень интересно.