Обама напоследок назвал Россию сверхдержавой

Отдельная встреча Владимира Путина и Барака Обамы на полях предстоящего саммита АТЭС в Перу не согласовывалась. Но не исключается. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. А вот переговоры между Сергеем Лавровым и Джоном Керри — первые после победы Трампа — уже состоялись.

Отдельная встреча Владимира Путина и Барака Обамы на полях предстоящего саммита АТЭС в Перу не согласовывалась. Но не исключается. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. А вот переговоры между Сергеем Лавровым и Джоном Керри — первые после победы Трампа — уже состоялись. И стали едва ли не самыми короткими за весь последний год. Спорные вопросы Россия будет решать уже с новой администрацией. И Сергей Лавров убежден, что взаимопонимание возможно не только по Сирии.

Про такие саммиты всегда говорят — "сюда переместился политический центр мира". Но одни лидеры на саммите АТЭС, действительно, собираются думать о развитии, другие явно намерены напоследок еще сильнее этот мир расшатать.

Президент Обама перед вылетом в Перу наговорил про Россию столько, что дипломаты уверены: уходящая администрация целенаправленно заводит отношения двух стран в такой тупик, из которого потом даже при всем желании вывести их будет очень сложно. Причем высказывания пока еще действующего американского президента прозвучали аккурат перед встречей Лаврова и Керри.

"Обама только что заявил, что советует Трампу противостоять России там, где Россия якобы противоречит международному праву, — отметил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. — Печально, потому что если уж ты заканчиваешь свой срок в качестве президента, наверное, лучше отвечать на какие-то вопросы, давать какие-то советы, которые касаются позитивных вещей, потому что как президент Путин с избранным президентом Трампом говорил по телефону, и обсудили состояние дел в наших отношениях — хуже некуда. И, наверное, из этого нужно исходить. А если президент Обама хочет, чтобы это продолжалось, я уверен, что это не отвечает интересам американского народа".

Свои заявления Обама сделал в Берлине, где вместе с Меркель пытался словно остановить время, как ни в чем ни бывало заявляя о необходимости антироссийских санкций. Но ветер перемен, видимо, все-таки чувствует Обама, потому что Россию он вдруг назвал военной сверхдержавой, хотя еще недавно настаивал, что она "не более чем региональная страна".

"Россия играет существенную роль, это сверхдержава, — заявил Барак Обама. — Она имеет влияние в регионе и во всем мире. Я надеюсь, что избранный президент займет схожий конструктивный подход, находя сферы, в которых мы можем сотрудничать с Россией. Но он также должен противостоять России, когда она отклоняется от международных норм".

"Он советовал Трампу отличать предвыборный такой угар что ли, предвыборные эмоции от реальной практической работы? Вот у меня ощущение, что президент Обама сам находится немножко на эмоциональной стороне ситуации и все меньше думает о том, как решать конкретные проблемы, — заметил Сергей Лавров. — Ну, понятно, срок кончается. А что касается в принципе отношений, которые будут складываться между нами и Соединенными Штатами после 20 января, все-таки определяющую роль будет, конечно же, играть Дональд Трамп".

На вопрос — возможна с Трампом "перезагрузка-2" – глава МИД РФ ответил так: "Я бы не стал сейчас какие-то термины сейчас изобретать, ярлыки приклеивать. Был деловой, профессиональный мужской разговор, президенты по телефону обсудили общее состояние наших отношений. У них политический настрой однозначно присутствует. И есть политическое взаимопонимание".

Видимо, одна из последних попыток найти хоть какое-то взаимопонимание с действующей администрацией предпринята в Перу. Лавров встретился с Керри, первый раз после американских выборов. Переговоры были на редкость стремительными — чуть более часа.

"Нас удручает то, как идут наши контакты, не сильно афишируемые, но, тем не менее, они идут в Женеве, — признался Сергей Лавров. — Мы не можем отделаться от этого впечатления, что доминирует желание "Джабхат-ан-Нуср (запрещена в РФ)у" сохранить в качестве наиболее дееспособной силы, противостоящей Асаду".

В общем, Керри ничего хорошего сообщить своему начальнику не сможет. Последний крупный саммит, в котором участвует Обама, явно станет для него еще одной крупной неудачей. Судьба транс-тихоокеанского партнерства, для создания которого потрачено столько сил, в том числе в рамках АТЭС, повисла в воздухе, за одним столом на саммите с Обамой будет сидеть президент Филиппин Дутерте, который называл его, очень мягко говоря, "сыном женщины легкого поведения" и в адрес американских союзников в Европе показывал неприличные жесты. Да и сообщения о повестке работы других лидеров АТЭС вряд ли повысят Обаме настроение. Премьер Японии так ждет разговора с Путиным, что называет его "драгоценным шансом", а глава Китая встретится с российским президентом уже в пятый раз с начала года.