Китайских уйгуров заставили сдать паспорта

Жители Синьдзян-Уйгурского автономного региона: китайской провинции, расположенной на границе с Киргизией, были вынуждены сдать свои паспорта после соответствующего распоряжения. Согласно заявлениям властей, при необходимости паспорт можно получить в полиции, написав специальное обращение.

Жители Синьдзян-Уйгурского Автономного Региона (СУАР) – провинции на западе Китая, половину населения которой составляют исповедующие ислам уйгуры, были вынуждены сдать свои гражданские паспорта после публикации соответствующего распоряжения. Власти Китая, которые объясняют эту меру необходимостью поддержания общественного порядка, отмечают, что паспорта могут быть выданы по первому же требованию – для этого всего лишь нужно будет написать соответствующее заявление в полицию.

Впрочем, сами жители сообщают, что всё не так просто. Так, местная жительница, попросившая не упоминать её имени, сообщила, что её муж обратился в полицию с просьбой выдать ему паспорт, однако получил отказ. В центре выдачи паспортов ему сообщили, что сами ожидают инструкций из вышестоящих инстанций, поэтому не могут предоставить точной информации насчёт того, когда жители СУАР смогут обратиться за своими паспортами.

Важно отметить, что паспорт не нужен гражданам Китая для перемещения по стране – для этого хватает идентификационной пластиковой карточки гражданина КНР, которую у жителей СУАР пока никто не забирает. Тем не менее, отсутствие паспорта делает практически невозможным путешествие в другие страны. На условиях анонимности источники в китайском правительстве не скрывают, что намерены пресечь поток уйгуров, выезжающих из страны, чтобы принять участие в организации терактов или военных действиях на территории третьих стран. Ради этого паспорта отобрали также и у китайского населения, которое составляет порядка 40% из 22-миллионного населения региона.

СУАР является основным поставщиком китайских боевиков, воюющих в Сирии и Ираке: в настоящий момент на стороне запрещенного в России террористического "Исламского государства" и других террористических группировок может сражаться до 2 тысяч представителей этого народа. Кроме того, они участвуют в террористической активности в других странах: именно уйгуры обвиняются в нападении на китайское посольство в киргизском Бишкеке, а также в теракте, который произошёл прошлым летом в столице Таиланда. В обоих случаях поводом стало несогласие его организаторов с политикой китайского правительства, которое активно борется с исламскими религиозными традициями. Так, госслужащим-уйгурам под страхом увольнения праздновать религиозные праздники, а фестиваль запрещённого в исламе пива накануне Рамадана – обычное дело.

Наблюдатели предупреждают, что после запрета на выезд радикально настроенные уйгуры могут примкнуть к террористическим группировкам, действующим на территории Китая, атаки которых ежегодно уносят сотни жизней. Главным оружием экстремистов являются самодельные бомбы, начинённые поражающими элементами, а также холодное оружие: каждый год происходят новые нападения, в ходе которых террористы достают ножи в толпе и начинают наносить беспорядочные удары, пока их не обезвредят. Как правило, это происходит на вокзалах, в торговых центрах и других местах с большими скоплениями народа.

Основным требованием террористов является создание на территории СУАР независимого государства Восточный Туркестан, в котором доминирующую роль будет играть ислам. Такое государство действительно существовало несколько лет в ХХ веке, однако в 1949 году его территория была полностью оккупирована войсками Народно-освободительной армии Китая, а в 1955 году на ней был образован Синьдхян-Уйгурский Автономный Регион.