Этнократия в Прибалтике глазами историков

В Москве прошла презентация новой книги – "Современная европейская этнократия: нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии". Для работы над сборником были приглашены публицист и правозащитник из самих прибалтийских стран. Это позволило получить информацию буквально из первых рук.

В Москве прошла презентация новой книги – "Современная европейская этнократия: нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии". Для работы над сборником были приглашены публицист и правозащитник из самих прибалтийских стран. Это позволило получить информацию буквально из первых рук.

У них счастливая для русского эстонца и русского латвийца история. Правозащитник и журналист, написавшие эту книгу, прошли натурализацию, то есть стали гражданами, еще в 90-е. И легко. Язык сдал, гимн выучил, лоялен – получи паспорт. Но даже он – это еще совсем не пропуск в счастливую европейскую жизнь.

"Ивановых в Эстонии больше, чем представителей любой другой самой распространенной фамилии. Тем не менее мы не сможем найти генералов по фамилии Иванов, разведчика Иванова и вряд ли найдем бизнесмена с такой фамилией", – говорит Илья Никифоров, журналист, соавтор книги "Современная европейская этнократия: нарушение прав национальных меньшинств в Эстонии и Латвии".

Ивановых и Петровых в Эстонии – каждый третий. В Латвии – каждый четвертый. И почти полмиллиона – неграждан. Негражданин никакого государства – может быть, это звучит экзотично. Но точно не гордо. И уж совсем абсурдно по европейским меркам.

"Чтобы все 350 тысяч неграждан стали гражданами, при нынешних темпах натурализации потребуется 151 год. Это значит, что власти не слышат и не хотят их слышать", – подчеркнул политолог Владимир Симиндей.

Исследования "Современная европейская этнократия" могло бы не быть, если бы независимые Эстония и Латвия не были так печально похожи. В 1991 году они раздали гражданство только тем, кто его имел до 1940 года. Остальным отказали. В сером паспорте негражданина так и записано – “aliens∎ – чужой, инопланетянин. И за пять лет членства в Европейском Союзе "пришельцев" почти не убавилось.

"Негражданин не может быть священником в Римско-католической церкви, не может избираться в совет по радио и телевидению и работать в ЗАГСе", – сказал Владимир Бузаев, историк, соавтор "Современной европейской этнократии".

Как и быть пожарным, чиновником, полицейским, адвокатом, прокурором. А еще голосовать и учиться – только на своем родном языке. 80 запретов и ограничений. Но про них не скажешь: "Понаехали". Кто-то в Таллине и Риге вырос, кто-то много лет работал и завел семью. И уж точно они не "оккупанты". Историки, редактировавшие эту книгу, точно знают: это такой большой прибалтийский миф и большая политика.

"В 1991 году независимость этих стран провозглашали Верховные советы, избранные по советскому законодательству. А если это была оккупация, то они не имеют никакой легитимности", – отметил Михаил Демурин, заместитель главы 2-го Европейского департамента МИД России по Прибалтике в 2000-2005 годах.

Этим исследованием историки хотели привлечь внимание Европы, оперируя только фактами и сухой статистикой.

"В апреле было принято две резолюции, где даны рекомендации – участие неграждан в муниципальных выборах и отдельные слушаниях, связанных с правами неграждан в Латвии. Это огромное достижение", – подчеркнула Татьяна Жданок, депутат Европарламента от Латвии.

Издание будет разослано по библиотекам, университетам и научным центрам. Осенью историки займутся еще одним новобранцем ЕС – Литвой. Там положение русского нацменьшинства ничем не лучше.