Галлюциногенные препараты помогают пациентам с онкологией бороться с депрессией

Пациенты с онкологией по результатам двух исследований чувствовали себя менее подавленными после приёма псилоцибина.

Пациенты с онкологией по результатам двух исследований чувствовали себя менее подавленными после приёма псилоцибина.
Фото Drew Guria.

О запрещённых веществах говорить не принято. Но у некоторых из них есть и положительные качества. Так, оказалось, что умеренное применение псилоцибина (ингредиента галлюциногенных грибов) помогает людям с онкологией бороться с депрессией. Может ли это открытие восстановить "репутацию" препарата?

Недавно исследователи показали, что одна доза псилоцибина (ингредиента галлюциногенных грибов) в сочетании с психотерапией уменьшает депрессию и чувство тревожности, а также повышает ощущение хорошего самочувствия у людей с онкологическими заболеваниями. Более того, подобные эффекты длятся более шести месяцев.

Псилоцибин, наряду с другими психоделическими препаратами, ныне отнесёнными к наркотическим веществам, был запрещён в конце 1960-х годах. Однако некоторые сертифицированные специалисты проводили ряд исследований для более глубокого понимания физиологического воздействия псилоцибина на организм людей. Так, по понятным причинам небольшие научные работы показали, что этот ингредиент галлюциногенных грибов может иметь несколько потенциальных терапевтических преимуществ – в лечении алкоголизма, опийной наркомании, депрессии и тревоги.

У людей, у которых был обнаружен рак, часто развиваются хронические симптомы депрессии и чувство тревоги, что неудивительно в сложившейся ситуации. К сожалению, стандартные антидепрессанты обычно могут мало чем помочь в устранении этих признаков. Но некоторые небольшие исследования показали, что, возможно, на помощь придёт псилоцибин.

Специалисты из Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) и Медицинского центра Лангон (Langone Medical Center) при Университете Нью-Йорка провели два исследования с участием 80 людей с онкологическими заболеваниями и симптомами депрессии и тревоги.

В одном испытании каждый человек проходил сеанс психотерапии, в которую включали одну большую дозу псилоцибина или очень маленькую дозу псилоцибина – подобную плацебо. Спустя пять-семь недель после первого сеанса испытуемые принимали участие во втором сеансе с другими препаратами.

Второе испытание проходило в аналогичном порядке, но с одним исключением – в качестве плацебо использовался витамин В3.

Во время каждого сеанса участники располагались на кушетке, надевали на глаза повязку и слушали музыку. При этом за происходящим следили два специалиста, которые рекомендовали пациентам сосредоточить своё внимание на своих внутренних переживаниях.

В исследованиях использовались различные психологические и физиологические методики, чтобы оценить состояние участников: проводилось измерение давления и сердечного ритма, также изучались опросники с ответами самих пациентов и другие тесты. Подобные "измерительные работы" проводились перед каждым сеансом, а затем два или три раза в течение последующих шести месяцев.

Более того, в конце исследования специалисты опросили членов семьи пациентов, их друзей и даже коллег по работе, чтобы лучше оценить благосостояние участников эксперимента.

Результаты двух исследований показали, что псилоцибин быстро и значительно снижает показатели депрессии, чувства тревоги и дисбаланс настроения. Определённая доза препарата повышает показатели качества жизни, осмысленности жизни и оптимизма. Подобное улучшение спустя шесть месяцев было обнаружено у 80 процентов участников исследования.

Эксперты утверждают, что во время исследования не было выявлено никаких серьёзных побочных эффектов. Однако иногда участники сообщали о тошноте, головной боли и мимолётном чувстве беспокойства. Тем не менее результаты составляют самое крупное на сегодняшний день исследование действия псилоцибина, использующегося в лечении депрессии и тревоги.

Ведущий автор исследования из Медицинского центра Лангон Стивен Росс (Stephen Ross) уверен, что необходимо разрабатывать альтернативные методики лечения для людей с онкологическими заболеваниями.

"Примерно 40-50 процентов всех пациентов испытывают депрессию и чувство тревоги. Существующие методы, например, антидепрессанты, в действительности ничем не лучше, чем плацебо", — говорит Росс.

В настоящий момент исследователи задумываются о проведении исследования с более широкой выборкой людей. Возможно, в дальнейшем положение псилоцибина будет пересмотрено, и он будет включён в списки разрешённых для использования препаратов в качестве лекарственного средства для людей с онкологическими заболеваниями, добавляет Росс. Однако, конечно, на пути к этому стоят многочисленные исследования и согласования.

Результаты исследований псилоцибина были опубликованы в научном издании Journal of Psychopharmacology.

Добавим, что медики США не впервые пересматривают представление о запрещённых препаратах. Далеко не всегда это даёт ожидаемый эффект. Так сейчас в Америке поднимается целое движение против назначения врачами официально разрешённых опиоидных обезболивающих и антидепрессантов — сами того не замечая, пациенты получают зависимость от этих веществ, что уже привело к многочисленным серьёзным трагедиям по всей стране.