Одна система — две страны. Реплика Петра Лидова

Очень бы хотелось ясности по срокам, как в Китае, сколько лет потребуется нам, для того чтобы перейти к принципу "одна страна — одна система". Причем система очень простая, такая, при которой полицейский эскорт с мигалками сопровождает автобус с детьми, а не машину чиновника за 2,5 миллиона.

Был в моей жизни период, когда я около трех жил и работал в Гонконге. Гонконг — бывшая британская колония, вернувшаяся в Китай в 1997 году. С тех пор Китай существует по принципу "одна страна — две системы", сочетание в одном флаконе капитализма и социализма. Идея была предложена ещё в 80-е годы Дэн Сяопином для интеграции Гонконга, Макао и Тайваня.

Идея довольно успешно, по плану, реализуется — через 50 лет после объединения Гонконг и Китай должны прийти к общей системе, которая уже работает — это социализм, но на рыночной основе, с чертами капитализма в экономике. До завершения процесса остался 31 год, и нет практически никаких сомнений, что Китай поставленную компартией задачу решит.

В прошлое воскресенье недалеко от Ханты-Мансийска произошла страшная трагедия. Автобус, направлявшийся в Нефтеюганск, столкнулся с грузовиком, шедшим по встречной полосе. В автокатастрофе погибли и были ранены дети — спортсмены, возвращавшиеся с соревнований по акробатике. Многие пострадавшие до сих пор в реанимации с очень тяжелыми травмами.

Судя по первым выводам следствия, дети погибли из-за халатности тех, кто эту поездку организовывал, санкционировал и осуществлял. Автобус не был оборудован, как положено в таких случаях, не было и сопровождения ДПС. Водитель автобуса вёл машину вечером, в плохую погоду, в метель, когда на дороге почти ничего не видно. Ну, и сама дорога, хотя и считается по местным северным меркам вполне качественной, тем не менее, опасна — при наличии одной полосы в каждую сторону без разделителя, без освещения, на таких дорогах грузовики обгоняют друг друга по встречной, что и приводит к большинству аварий.

Когда приходят новости о таких авариях, в первые несколько секунд кажется, что этого не может быть, что это откуда-то из далекого прошлого, когда не было ремней безопасности, а ехать, прорываясь сквозь снег, нужно было, несмотря ни на что, и что произойти такое может в стране уровня Бангладеш или Мозамбика, но никак не у нас. Однако, подумав минуту, умом начинаешь понимать то, что на самом-то деле прекрасно знаешь: это наша страна, и именно так бывает у нас — один не подумал о том, чтобы не рисковать, другой не позаботился о том, чтобы сделать дороги безопаснее.

На следующий день стою в московской пробке с такими примерно мыслями в голове, за окном идет снег, черный лимузин с мигалкой крякает слева, а по радио передают сюжет о том, что у нас в стране изготовили и готовятся запустить в производство автобус, который будет ездить без водителя на автопилоте. Тестовые маршруты запустят в ближайшее время на ВДНХ и в Сколково. Обсуждают по радио проблемы — как предупредить водителей, сможет ли новый вид транспорта объезжать канализационные люки и когда новый вид транспорта покорит страну.

В этот-то момент я и вспомнил китайскую "одну страну, две системы", только немного по-другому. Я понял, что часто у меня возникает ощущение, что мы живём по принципу "одна система — две страны", причем страны эти отличаются друг от друга часто так же сильно, как блестящий беспилотный автобус-хипстер в Сколково от рейсового автобуса с усталым водителем за рулем, пробивающегося сквозь ночь в Ханты-Мансийске. Да, и для полноты картины — навстречу ему пролетают огромные фуры, каждая из которых может стать последней.

Примеров таких воображаемых двух стран в одной каждый из нас может найти сколько угодно. Достаточно просто заглянуть в новости. Вот, пожалуйста, из историй минувшей недели. В стране номер один установлен новый уровень прожиточного минимума. Хорошая новость для граждан этой страны состоит в том, что он на 67 рублей ниже, чем в прошлом квартале, теперь цена продуктов, товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни — всего 9 тысяч 889 рублей на душу населения. Все понимают, что прожить на эти деньги вряд ли возможно, но народ страны номер один — он привычный и пока держится.

А в стране номер два тем временем прогрессивное нововведение — чиновники теперь не смогут покупать себе автомобили мощнее 200 лошадиных сил и дороже чем за 2,5 миллиона рублей.

Конечно, эти две страны — понятие виртуальное. Понятно, что можно найти другие определения. "Желаемое и действительное", "разрыв в уровне жизни бедных и богатых", "столица и регионы", "власть и народ".

По-хорошему, конечно, надо эти две страны объединить, взяв лучшее из каждой. Чтобы были успехи и победы были настоящие, и не было бы трудно. Подтянуть бы и дороги, и автобусы, и ответственность водителей и чиновников, а главное, избавиться от симуляций. С показухой вместо реальности и раздуванием щек вместо реальных дел точно ничего хорошего не получится.

Важно, что движение в этом направлении есть, хотя, наверное, и недостаточно быстрое. Зато с обеих сторон.

Страна номер два (это та, в которой всё хорошо), например, все чаще показывает, что действительно готова наказывать воров и коррупционеров, несмотря на то, что они вроде бы "свои" и раньше такое было не принято. Ну, и по мелочи — депутаты Госдумы вот стали на работу ходить, обычные люди — тоже приятно.

Жители воображаемой страны — это где трудно, но по-настоящему – тоже действуют. Вот, например, видимо, окончательно разочаровавшись в том, что снимают о великой войне за государственный счет, сами собрали деньги на фильм о подвиге своих предков. Государство, надо отдать ему должное, вовремя заметило народную инициативу, добавило столько же, сколько собрали люди, и сделали фильм о 28 героях-панфиловцах.

И все-таки очень бы хотелось ясности по срокам, как в Китае, сколько лет потребуется нам, для того чтобы перейти к принципу "одна страна — одна система". Причем система очень простая, такая, при которой полицейский эскорт с мигалками сопровождает автобус с детьми, а не машину чиновника за 2,5 миллиона