Насилие и жестокость – позади. Жители Алеппо возвращаются домой

Как идет разминирование на востоке Алеппо? Что говорят мирные жители, которые спустя годы смогли наконец вернуться в свои дома?

Как идет разминирование на востоке Алеппо? Что говорят мирные жители, которые спустя годы смогли наконец вернуться в свои дома?

Правительственные войска продолжают освобождать восточные кварталы Алеппо от террористов. Боевики каждый день предпринимают попытки вырваться из окружения. По сути, внутри кольца оказались самые непримиримые джихадисты и их западные кураторы. Но с каждым днем у боевиков всё меньше людей, за спинами которых они могут прятаться, и всё меньше территории, которую они контролируют

На улице, где начался рабочий день российских саперов, боевики расставили в шахматном порядке противотанковые мины. Лабрадор Дуся садится у каждой. Это знак саперу, что учуяла взрывчатое вещество. Оказалось — американские противотанковые мины, мощность заряда в тротиловом эквиваленте — 8 килограммов. Террористы их точно не на черном рынке купили. Это те самые боеприпасы, которые Запад отправлял тем, кого они называли умеренными оппозиционерами.

В этих кварталах хозяйничали бандиты. Электричество людям отключили умышленно, чтобы они не могли ни телевизор включить, ни радио послушать, ни даже в Интернет выйти — чтобы мирные жители были полностью отрезаны от информации.

"Сейчас одна из проблем в районах – отсутствие электричества. Только сегодня саперы отработали вопрос по очистке подстанции от взрывоопасных предметов. А после нас зашли строители для восстановления данного объекта", — комментирует ситуацию начальник международного противоминного центра ВС РФ Игорь Михайлик.

В течение дня саперы находят до ста боеприпасов. Почти половина — кустарного производства, начиная от надкалиберных самодельных мин из газовых баллонов и заканчивая гранатами и самодельными фугасами. Бойцы международного противоминного центра Вооруженных сил России — люди опытные и подготовленные, одни из лучших в мире. Работали и в Пальмире. Но здесь, в Алеппо, — сложнее, ведь искать приходится в условиях плотной городской застройки.

"В данном районе очень много подвальных помещений. Работа в подвалах осложняется тем, что мы можем встретить там и боеприпасы, и боевиков. Уже были такие случаи, когда в подвалах находились раненые боевики", — объясняет начальник международного противоминного центра ВС РФ Игорь Михайлик.

Но чаще, особенно в мечетях, школах и больницах, саперы находят брошенные боеприпасы. Сначала — щупом, потом — рукой. В больнице бандиты оставили только снаряды, дорогостоящее оборудование и медикаменты — украли.

"Были обнаружены минометные мины американского производства. Боевики использовали данное помещение под некий склад. Вероятнее всего, задумка была такова: сирийская армия не будет полноценно вести тут боевые действия тут, зная, что это больница", — отчитывается командир группы разминирования международного противоминного центра ВС РФ Иван Громов.

Даже когда бандиты почти захватили город, Ибрагим Салех из Алеппо не уехал. Он снял квартиру, а в свою вернулся только сейчас, спустя пять лет. Квартиру боевики разграбили, портрет президента Башара Асада сожгли, а самовар, привезенный из Советского Союза, утащили.

"Сейчас уж лучше. Район стал безопасный – нет ни боевиков, ни террористов. Так что возвращаемся в свои дома и будем жить", — делится житель Алеппо Ибрагим Салех.

Жители Алеппо не сомневаются, что теперь бандитов из города точно "выдавят". Люди возвращаются в освобожденные районы, где практически невозможно жить, и пытаются наладить хоть какой-нибудь самый убогий быт. И еще деталь: за сутки из подконтрольных джихадистам районов вышло почти 18 тысяч человек. Люди бегут не в Ракку и не в Идлиб, удерживаемые террористами. Они бегут туда, где есть сирийская армия, бегут туда, где Россия оказывает помощь, и возвращаются туда, где отработали российские саперы. А это значит, что люди долгие годы жили не бок о бок с так называемой умеренной оппозицией, а были заложниками террористов, чья демократия — насилие и средневековая жестокость, а язык дипломатии — пытки и убийства.