ООН: Южный Судан на пороге геноцида


EPA

Мировое сообщество ещё может избежать геноцида "по руандийскому сценарию", если немедленно разместит 4-хтысячный миротворческий корпус на территории Южного Судана. В противном случае негативный исход развития событий практически неизбежен. Об этом на экстренном заседании заявила глава комиссии ООН.

У мирового сообщества остаётся всё меньше времени, чтобы предотвратить геноцид "по руандийскому сценарию" в Южном Судане. Для того, чтобы избежать масштабного кровопролития, необходимо немедленно ввести в эту страну запланированный 4-хтысячный миротворческий контингент, в противном случае будет слишком поздно. С таким заявлением выступила глава комиссии ООН по Южному Судану Ясмин Соока на экстренном заседании Совета по правам человека (СПЧ), созванном по этому вопросу.

"Южный Судан находится на грани этнической гражданской войны, которая может дестабилизировать весь регион, — заявила Соока на заседании СПЧ в Женеве по итогам своей 10-дневной поездки в эту страну. – Мы призываем к немедленному размещению 4-хтысячного контингента региональной защиты в Южном Судане. Люди по всей стране говорят, что, если защитить мирных жителей Южного Судана, он не должен ограничиваться одной столицей".

По словам главы комиссии по Южному Судану, в некоторых районах страны уже идут этнические чистки "с применением организованного голода, групповых изнасилований и сжигания деревень". Ясмин Соока также отметила, что жители многих деревень, в которых она побывала, готовы взяться за оружие, чтобы защищать свою землю и свою семью. По её словам, есть все основания полагать, что после окончания сезона дождей такие чистки могут принять массовый характер.

Гражданская война в самой молодой стране Африки началась вскоре после провозглашения независимости этой Южного Судана от Судана в 2011 году. Уже в декабре 2013 года между президентом Салвой Кииром, принадлежащим к народности динка, и вице-президентом Риеком Мачаром из народности нуэр вспыхнул конфликт, который быстро перерос в крупномасштабные межэтнические столкновения по всей стране. Представители обоих народов сформировали вооружённые группировки, которые начали непримиримую борьбу друг с другом, причём, жертвами обеих неоднократно становились мирные жители.

За три года более 10 тысяч жителей Южного Судана были убиты, ещё столько же получили ранения. Перелом ситуации наметился в начале этого года, когда Салва Кир и Риек Мачар подписали мирное соглашение, однако буквально через несколько месяцев оно было разорвано, а сам Мачар был вынужден бежать из страны. В результате Совет Безопасности ООН принял резолюцию, санкционирующую разместить в стране 4-хтысячный корпус миротворцев, однако это предписание до сих пор не выполнено.

Ускорить размещение контингента призывал и государственный секретарь США Джон Керри, посетивший Южный Судан в августе этого года. При этом госсекретарь несколько раз подчеркнул, что эти силы являются "не интервенционными, а защитными", и что в условиях непрекращающегося гражданского конфликта ООН является единственной силой, способной встать между противоборствующими сторонами.

В Джубе, однако, придерживаются прямо противоположного мнения. Так, вскоре после решения Совбеза президент Салва Киир назвал резолюцию "захватом Южного Судана со стороны ООН". Представитель Южного Судана при СПЧ заявил о готовности своей страны принять контингент, при этом, категорически не согласившись с фактом этнических чисток и необходимостью проведения срочного заседания.

В ходе заседания СПЧ верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хусейн заявил о необходимости создать специальный трибунал, который будет специализироваться на поиске и наказании виновных в нарушении прав человека. В 2015 году между враждующими сторонами уже была достигнута договорённость о создании такого суда под эгидой Африканского союза, однако он так и не был создан. Кроме того, на заседании было принято решение о продлении мандата комиссии по Южному Судану сроком на один год.