Дороги дробят поверхность Земли на 600 тысяч клочков

Дорожное строительство наносит серьёзный ущерб экологии в целом и биоразнообразию планеты, в частности.

Дорожное строительство наносит серьёзный ущерб экологии в целом и биоразнообразию планеты, в частности.
Фото Wikimedia Commons.

Глобальная карта свободных от дорог территорий. Синие области √ наиболее свободные, красные √ самые загруженные.

Глобальная карта свободных от дорог территорий. Синие области √ наиболее свободные, красные √ самые загруженные.
Иллюстрация AAAS Monika Hoffmann.

Дорожное строительство наносит серьёзный ущерб экологии в целом и биоразнообразию планеты, в частности.
Глобальная карта свободных от дорог территорий. Синие области √ наиболее свободные, красные √ самые загруженные.
Дороги позволяют человеку проникать в отдалённые уголки планеты... что дорого обходится её экологии. Новая глобальная карта обнаружила, что дороги разделяют сушу на 600 тысяч фрагментов. Исследователи призывают обратить внимание на необходимость защиты свободных от дорог территорий, пока не поздно.

Негативное воздействие человека на окружающую среду невероятно многогранно. Но далеко не все люди задумываются о том, что, нанося вред природе, они в итоге делают хуже сами себе, ставя под угрозу своё нормальное существование на планете.

Один из таких факторов – это дороги. Да, без них не обойтись, но влияние этой неотъемлемой составляющей деятельности человека на природу необходимо знать и учитывать. Дело в том, что как только начинается строительство дороги и особенно когда она входит в эксплуатацию, экосистема, через которую она проложена, неминуемо меняется. И чем дальше, тем сильнее. Вокруг магистрали начинают селиться люди, она обрастает массой ответвлений, вырубаются леса, разрушаются водные пути, сокращаются места обитания животных и этот список можно продолжать довольно долго.

Экологи, трезво оценивая ситуацию, предпринимают попытки проанализировать её, сделать прогноз на будущее и выработать устраивающую все стороны концепцию действий для максимального сохранения природы.

Так, международная команда исследователей, возглавляемая Пьером Ибишем (Pierre Ibisch), в рамках решения этой задачи составила первую глобальную карту областей, свободных от каких-либо дорог, причём не только зарегистрированных, но и стихийных, а также нелегальных.

Согласно новой оценке, на Земле проложено около 36 миллионов километров дорог. Они разрезают сушу более, чем на 600 тысяч кусков, половина из которых меньше одного квадратного километра. Всего 7% из них имеют площадь более 100 квадратных километров, сюда входит зона тундры и бореальные леса (тайга) Северной Америки и Евразии, а также некоторые тропические области Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии.

Глобальная карта свободных от дорог территорий. Синие области √ наиболее свободные, красные √ самые загруженные.

"Наша глобальная карта определяет местонахождение наиболее ценных участков бездорожья, — рассказывает доктор Ибиш. – Во многих случаях они представляют собой сохранившиеся участки некогда обширных функциональных экосистем, которые имеют ключевое значение для экологических процессов, таких как регулирование гидрологического цикла и климата".

Создание глобальной карты дорог – это колоссальный труд. Но на данный момент проект всё же нельзя считать завершённым. Исследователи запрашивали официальные данные по дорогам, а также идентифицировали их на спутниковых картах и даже прибегали к данным краудсорсинговых проектов.

Но есть страны, например, Швейцария, где любая тропинка задокументирована, и есть Борнео, где, помимо официальных дорог, есть вдвое больше незаконных, которые не нанесены на официальные карты. И со спутниковыми снимками не всё так гладко. Имеющийся на данный момент алгоритм идентификации иногда принимает за дороги то, что ими не является и явно нуждается в доработке.

Как бы там ни было, но начало благого дела положено, и учёные надеются, что со временем все недостатки будут устранены. Главной целью проекта авторы считают привлечение внимания общественности к проблеме сохранения биоразнообразия с новой стороны.

К сожалению, в конвенцию ООН о биологическом разнообразии не входит стратегия защиты участков суши, свободных от дорог. При этом по некоторым данным к 2050 году их сеть увеличится на 60%. Учёные призывают ООН в срочном порядке обратить особое внимание на защиту нетронутых территорий, пока не стало слишком поздно.