Кто станет следующим президентом Южной Кореи?


EPA

Одним из самых запоминающихся политических событий 2016 года стала отставка президента Южной Кореи Пак Кын Хе, замешанной в масштабный коррупционный скандал. Пока Верховный суд разбирается в нюансах её дела, корейские политики готовятся к досрочным выборам. Кто может стать следующим президентом?

Одним из самых запоминающихся событий 2016 года стал импичмент президента Республики Корея Пак Кын Хе, подозреваемой в причастности к масштабному коррупционному скандалу. После того, как 9 декабря депутаты парламента проголосовали за импичмент президенту, исполняющим обязанности главы государства стал премьер-министр Хван Гёан. В настоящее время дело Пак Кын Хе находится на рассмотрении в Верховном суде республики. В случае если суд примет решение досрочно прекратить её полномочия, в течение ближайших шести месяцев будут назначены досрочные президентские выборы.

Исполняющий обязанности президента Хван Гёан, как и Па Кын Хе, он ассоциируется с консервативной партией "Санури", дискредитированной в связи со скандалом, поэтому не может претендовать на значительную поддержку населения, даже если выдвинется в президенты. Наиболее вероятными кандидатами в президенты сейчас считаются Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, полномочия которого на этом посту истекут 31 декабря, и бывший соперник Пак Кын Хе на президентских выборах Мун Джэин, представляющий оппозиционную Демократическую партию Тобуро.

Несмотря на то, что до окончания его полномочий на посту Генерального секретаря остаётся всего неделя, Пан Ги Мун по-прежнему не делает никаких официальных заявлений о своём намерении участвовать в президентских выборах, ограничиваясь лишь заявлениями о том, что готов послужить своей стране всеми возможными способами. Тем не менее, согласно опросам, его рейтинг на данный момент выше, чем у соперников – за него готовы отдать свои голоса 23% респондентов. Пока затруднительно сказать, как этот показатель может вырасти, если 72-хлетний генсек официально объявит о своих президентских амбициях. Очевидно, это будет зависеть от деталей его программы, а также от политической повестки в целом.

63-хлетний Мун Джэин отстаёт от Генерального секретаря совсем немного – если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье, свои голоса за него отдали бы 22% опрошенных. На президентских выборах 2012 года оппозиционер уступил Пак Кын Хе лишь немногим больше, набрав 48% против 51% у кандидата от правящей партии. Ожидается, что на досрочных выборах он станет главным кандидатом от оппозиции, в первую очередь, благодаря своей критике чеболей – крупнейших корпораций, занимающих доминирующее место в корейском бизнесе. Именно топ-менеджеры чеболей оказались главными действующими лицами коррупционного скандала: по данным следствия, Пак Кын Хе заставляла их жертвовать "на благотворительность" крупные суммы, которые затем отмывались через подставные офшорные компании.

Мун Джэин называет чеболи "источником нечестности" и обещает в случае прихода к власти провести их масштабную реформу. Впрочем, его экономические навыки вызывают у опрошенных куда меньше энтузиазма – лишь 8% считают, что его партия более компетентна в экономических вопросах, в то время как экономическую политику оскандалившейся "Санури" поддерживают 44%.

"Чтобы получить голоса неопределившихся избирателей, Муну необходима чёткая повестка в вопросах безопасности, дипломатии и юнификации [отношений с Северной Кореей с прицелом на последующее объединение], — считает политолог из сеульского Университета международных исследований Ли Чунг Хи.

Впрочем, по вопросам отношений с севером Мун Джэин занимает едва ли не более соглашательскую позицию, чем большинство населения страны. Недавно он подвергся критике со стороны прессы из-за упоминания в мемуарах бывшего министра иностранных дел о том, что в ходе голосования в Генеральной Ассамблее ООН он призывал не поддерживать резолюцию против ущемления прав человека в Северной Корее. Сам кандидат заявляет, что в случае своей победы сначала поедет в Пхеньян, а лишь после этого — в Вашингтон. Кроме того, Мун Джэин обещает переместить президентскую резиденцию в многофункциональный государственный комплекс, а историческую резиденцию – так называемый Голубой дом превратить в музей.