Опасная работа: водолазы ведут поиск обломков Ту-154

Несколько часов назад водолазы подняли со дна моря первый фрагмент фюзеляжа — длиной примерно в четыре метра.

Несколько часов назад водолазы подняли со дна моря первый фрагмент фюзеляжа — длиной примерно в четыре метра. Кроме того, найдены два элемента механизма управления. По серийным номерам удалось установить, что они принадлежат разбившемуся лайнеру. Обломки лежали на расстоянии примерно 1700 метров от берега. Средняя глубина здесь составляет около 30 метров. Обследование всей надводной поверхности в районе поиска Ту-154 — завершено.

Мы отходим на корабле от военной пристани, что расположена в Адлере и берем курс к месту, где сейчас ведутся поиски. До него примерно шесть километров.

Даже быстроходный противодиверсионный катер "Раптор" новейшей разработки это расстояние преодолевает минут за 10. А над нами в это время с сочинского аэродрома один за другим взлетают пассажирские лайнеры и делают первый разворот на северо-запад. Здесь это стандартная схема взлета.

Точно так же в то утро, 25 декабря, взлетал и Ту-154. Только у него этот последний путь занял считанные секунды. Он рухнул в море в прямой видимости. И если бы это был день, свидетелей крушения было много.

Наш корабль прибыл в сектор, где ведутся активные поиски. На это указывают сигнальные буи, или вехи. Они установлены в тех местах, где, возможно, обнаружены обломки самолета.

Вообще поиски на глубоководных участках ведутся в несколько этапов. Сначала проводится поиск отличительных глубин, или объектов. Это когда на морские карты наносятся координаты объектов, выступающих над рельефом.

Это как раз и могут быть обломки самолета. Затем проводится доразведка. Ей уже занимаются суда, оснащенные специальным гидроакустическим оборудованием. Они создают трехмерные модели объектов. И уже после этого принимается решение о необходимости спуска водолазов.

Именно таким образом и были обнаружены пока, к сожалению, немногие фрагменты — обшивки самолета и его агрегатов. И вот первый серьезный успех — сегодня водолазы подняли со дна Черного моря два элемента механизма управления самолета Ту-154.

В Сочи прибывают всё новые команды водолазов. Теперь уже здесь работают более ста пятидесяти специалистов из самых разных регионов. Район поиска разбит на 15 секторов. В 7 из них дно моря уже полностью исследовано. Но работа водолаза тоже связана с крайним риском.

Так, на этих глубинах — а здесь около 60 метров — водолазу, чтобы спуститься и отработать на грунте полчаса, потом нужно еще два часа на подъем. А чем дольше длится работа, как говорят водолазы, "экспозиция", тем дольше подъем. Всё ради безопасности. Водолаз должен пройти плавную декомпрессию.

Сейчас готовятся к работе водолазы Каспийской флотилии, которые прибыли к месту поиска несколько часов назад.

С этого же корабля работают и черноморцы, гражданские водолазы из Новороссийска.

О результатах поисковых работ водолазы ежечасно докладывают в оперативный штаб.

На подходе — еще одно усиление. Северный флот отправил в Сочи два глубоководных аппарата.

Этот подготовительный этап, когда проводится разведка и определяется местонахождение основных фрагментов, в ближайшее время будет завершен. И тогда нагрузка на водолазов только увеличится — когда надо будет поднимать найденные обломки самолета и тела пассажиров, которые, как говорят специалисты, скорее всего, находятся внутри фюзеляжа.