Поиск под водой: водолазы подняли черные ящики и обломки разбившегося у Сочи Ту-154

В Черном море найдены три черных ящика с потерпевшего крушение самолета Ту-154. Параметрический бортовой самописец уже доставили в подмосковные Люберцы. Судя по предварительным выводам экспертов, его состояние удовлетворительное. Содержащаяся в нем информация должна пролить свет на причины трагедии, которая унесла 92 жизни. Первым делом специалисты провели процедуру технической очистки прибора в дистиллированной воде, так положено по технологии. После этого началась расшифровка данных. По словам экспертов, она может занять до двух недель, но первые сведения уже есть.

Поисковая операция в Черном море продолжается, несмотря на то, что погода к вечеру значительно ухудшилась. Сегодня к исследованию морского дна в районе катастрофы подключились батискафы Русского географического общества. Они будут работать на самых сложных участках. Всего за день было найдено около двух десятков фрагментов самолета. Самый крупный из них относится к хвостовому оперению. Удалось обнаружить и личные вещи людей, находившихся на борту.

Журналист канала "Россия" работает на борту противодиверсионного катера "Раптор". Он находится в самом центре группировки кораблей, которые задействованы в поисковой операции. Здесь и гражданские суда, и корабли Военно-морского флота. С каждого из них работают команды водолазов, сменяя друг друга.

Всего их уже больше двухсот. Своих специалистов по подводным работам прислали, наверное, все российские регионы. Одновременно под водой работают сразу несколько пар. Работают водолазы обязательно по двое — страхуют друг друга: на глубине самое главное — безопасность. Первая на 27 декабря серьезная находка: на удалении 1500 метров от берега сначала обнаруживают большой фрагмент фюзеляжа. Потом выясняется, что это киль, задняя часть самолета. И именно там находятся бортовые самописцы. Но утром военные водолазы нашли только один черный ящик, его сразу же подняли на поверхность.

"Не поврежден!" – сообщает один из спасателей, осмотрев поднятый бортовой самописец.

На корабле все это время работает один из летчиков, полковник авиации, который налетал на "туполевых" несколько тысяч часов. Он знал на этом борту каждый лючок. И именно он помогал водолазам искать под водой черный ящик.

В гражданском порту Адлера в это время готовится к погружению глубоководный спускаемый аппарат. Он способен опускаться на глубины до трехсот метров. Этого С большим запасом хватит, чтобы вести поиск на месте катастрофы, где обломки разбросаны на глубинах от 20 до 120 метров.

"Аппарат осмотровый. Мы будем в первую очередь визуально осматривать дно. Кроме того, аппарат оснащен многолучевым эхолотом. Это позволит нам видеть любые неровности в грунте и любые лежащие на нем обломки", — говорит исполнительный директор центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин.

"Определен квадрат размером полтора километра на 450 метров. Спланирована работа: в течение двух дней этот квадрат должен быть обследован, полностью исследован", — поясняет начальник экспедиционного центра министерства обороны России Евгений Бинюков.

Батискаф под водой может вести поиск, передвигаясь галсами, и обследуя дно по секторам. С поверхности его передвижения координируются по звукоподводной связи.

"Все нормально, возвращаемся", — докладывают из-под воды поисковики.

"Поняли вас. Обнаружили аномалию, возвращайтесь", — подтверждает доклад корректирующий движение батискафа специалист.

Второй способ — вести поиск от центральной точки по спирали. Но сегодня первые два погружения были разведочными.

Пока найти фрагменты фюзеляжа не удалось. А вот водолазы, которые работают с плавучего крана "Черноморец-11", что в соседнем секторе, поднимают несколько мелких деталей обшивки, листы металла с элементами силового набора.

Что-то поднято из багажа пассажиров. Например, найдена деталь съемочного оборудования. Подняты несколько фрагментов тел. Все это тут же осматривают следователи Следственного комитета и отправляют далее на берег, на экспертизу.

В других квадратах поиска на удалении 1600 и 4500 метров от берега, подводными аппаратами "Селигер" Главного управления глубоководных исследований Минобороны были обнаружены три фрагмента: двигатель, стойка шасси и элементы обшивки. Сейчас ведутся работы по их подъему и доставке на берег.

Сочинцы скорбят по жертвам катастрофы. Несколько тысяч человек пришли в Сочинский морской порт, чтобы почтить память погибших. И так — не только в Сочи. Жители Краснодарского края зажигают свечи, бросают в воду цветы. Для каждого эта беда имеет личное измерение.

"Это моя троюродная сестра, — держит девушка портрет своей родственницы с черной траурной перевязью. – Она была балериной. Маленькая девочка, маленькая куколка".

Сегодня