Призрак Воланда бродит по Европе. Реплика Георгия Бовта

На столах – нежнейшее филе оленины, изысканный куриный террин с сыром, специями и помидорами. Оторваться от таких блюд почти невозможно. Но лидеры стран Евросоюза – опытные едоки – и знают, чем приправлять и как откушивать блюда Большой политики.

На столах – нежнейшее филе оленины, изысканный куриный террин с сыром, специями и помидорами. Оторваться от таких блюд почти невозможно. Но лидеры стран Евросоюза – опытные едоки — и знают, чем приправлять и как откушивать блюда Большой политики.

Год назад целых 45 минут британский премьер Дэвид Кэмерон за таким вот приятным обедом рисовал будущее Европы своим коллегам по ЕС. Это была блестящая речь, одна из лучших в карьере яркого британского политика. Он еще тогда даже не объявил о дате референдума о выходе Британии из ЕС. Но шел к нему и был уверен в победе. "Все у нас получится", — думал Дэвид в канун 2016 года. И где он теперь, наш Дэвид? Референдум проигран.

И даже королева Елизавета, как теперь шепчут анонимы, втайне выступила против членства в ЕС. Термин "Brexit" стал символом уходящего года. Мы-то знаем, как звучит его вольный перевод на русский: "Хотели, как лучше, но получилось как всегда". Или, если угодно, "Не было никогда такого – и вдруг опять".

Жизнь часто обманывает прогнозы. Не шутите с избирателем. Представления о нем, возникшие после поедания нежнейшей оленины под острым апельсиновым соусом, могут сильно разойтись с реальностью. Деятели ЕС, думающие о себе, что они не одну собаку съели в том, как манипулировать электоратом, и не подозревали, что этот электорат по большей части давно уже сложил фигу в кармане, а на выборах вынет руку оттуда, да и покажет известную конфигурацию со средним пальцем. Как теперь говорят в Америке по аналогичному поводу, "Трамп вам всем!".

Незадолго до конца уходящего года еще один "блестящий политик", очередная "восходящая звезда", коей прочили блистать на небосклоне, как и Кэмерону, лет 10, не меньше, блистательный Марио Ренци, "поперхнулся" референдумом и удалился из-за общеевропейского стола. Самоуверенно поставив судьбу кабинета министров в зависимость от явно непроходной конституционной реформы. И погорел на трудной работе игры в демократию. На итальянском горизонте зато восходят сразу "Пять звезд" — движение то ли фриков, то ли клоунов-популистов. Про них точно известно лишь одно: у них нет никакой внятной программы. И это нравится все большему числу избирателей. Потому как надоели вы, господа из мейнстрима, со своими программами, которые все равно никогда не выполняете.

По всей Европе идет подъем политических сил, при обсуждении которых на политических обедах с участием деятелей традиционного истэблишмента было принято морщить носы и кривить лица, как будто съели что-то кислое.

И вот уже благообразнейший французский президент Олланд, сама воплощенная политкорректность, узаконившая однополые браки, стал первым в истории Пятой республики действующим президентом, кто не идет на перевыборы. Потому как позор разгромного поражения был бы неизбежен. Победу на них весной прочат правым, в первую очередь Франсуа Фийону, который говорит примерно то, что думают миллионы, уже давно сложившие свою фигу в кармане. Что семья – это союз мужчины и женщины и никак иначе. Что иммигранты должны либо принять правила французской общества, христианского в своей культурной основе, либо отвалить туда, откуда приехали, причем, не снимая паранджи или хиджаба.

Что русский президент Путин вовсе не пьет кровь христианских младенцев. И младенцев из сирийского Алеппо тоже не пьет, а по большому счету правильно помогает в этой Сирии "мочить" тех, кого во Франции благообразный Олланд вовремя как раз не "замочил".

В Австрии националист из Партии Свободы Норберт Хофер едва не выиграл примерно под такими же лозунгами президентские выборы. Партия, еще пару десятилетий назад называемая в политкорректной Европе "неонацистской", давно уже часть австрийского официальной политики. И тяга к своим национальным скрепам и истокам становится все сильнее в общеевропейском масштабе. И то, что говорит лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен об иммигрантах и завравшихся политиканах истэблишмента, как и о традиционных семейных ценностях, повторяют политики из "Альтернативы для Германии", которая набирает популярность в ФРГ, доставляя все больше политических хлопот госпоже Меркель. Или "Партия Истинных финнов", которая, в частности, даже предлагает создать военный союз с Россией. Потому как видит в политике санкций против соседней страны примерно такой же абсурд, что и в гомосексуальных браках.

В Европе все больше правых партий, апеллирующих к традиционным ценностям и антииммигрантским настроениям, которые уже давно перестали быть маргинальными, и которые при этом настроены откровенно пророссийски. Это и "Партия шведов", и "Лига Ломбардии" в Италии, как и "Новая сила" там же. Это Национально-Демократическая партия Испании и Британская национальная партия. Это "Золотая заря" в Греции и "Атака" в Болгарии.

В Болгарии, еще недавно вставлявшей нам палки во всякие "Южные" и "Турецкие" газовые потоки, кстати, на недавних президентских выборах победил бывший пилот ВВС Румен Радев, открыто выступающий за улучшение отношений с Россией. Пожалуй, "русский вопрос" продолжает портить лишь польских правых националистов из "Партии Закона и Справедливости" Ярослава Качиньского. Но тут, видимо, много личного. Во всей остальной Европе усталость от антироссийской риторики и санкций у значительной части общества все заметнее. Причем на фоне такой же растущей усталости от лицезрения пертурбаций на Украине, которая, собственно, и стала поводом для введения всех этих санкций. Неужели то, что там сейчас и происходит, это и есть "европейский выбор"? — недоумевает западный обыватель.

Наступающий 2017 год может стать годом, когда усталость Европы от бесплодности и все большей бессмысленности антироссийских санкций может перерасти в настроения, про которые неплохо сказал герой булгаковского романа "Мастер и Маргарита" по имени Воланд. Как он себя представлял — "иностранный консультант". "Мы вас испытывали, — говорил он гордой женщине Маргарите. – Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут". В этом смысле призрак Воланда уже бродит по Европе.