Принять участие в оцифровке истории Большого театра может любой желающий

Большой открывает свои кладовые: весь музейный архив главного театра страны будет оцифрован и выложен в Интернет, а это десятки тысяч афиш, программок, фотографий разных эпох. Поучаствовать в грандиозном проекте могут и простые зрители, сохранившие бесценную театральную атрибутику.

Большой открывает свои кладовые: весь музейный архив главного театра страны будет оцифрован и выложен в Интернет, а это десятки тысяч афиш, программок, фотографий разных эпох. Поучаствовать в грандиозном проекте могут и простые зрители, сохранившие бесценную театральную атрибутику.

"Спартак" отправляется в сканер, хореография Игоря Моисеева, год 1958-й. В репертуаре балет не задержался, остался яркой вспышкой в летописи Большого. "Посмотреть все эти фотографии, и ты ощущаешь себя, как будто ты посмотрел все это, все эти произведения на сцене", — говорит сканировщик Ирина Андрюхина.

Большой театр готовится к сенсационному открытию архивов. Совсем скоро они будут доступны всем поклонникам в сети Интернет. 48 тысяч афиш, 120 тысяч программок, 100 тысяч фотографий — 240 лет грандиозной истории Большого театра: это настоящий небосклон имен — Шаляпин, Уланова, Вишневская, Лиепа. И вот в шелесте пожелтевших программок история о том, как 20 декабря 46-го блистала Золушка-Уланова, а 23 декабря гремела премьера — "Ромео и Джульетта".

"Искусство актера — дым, это один вечер, и всё уходит, — рассуждает директор музея Большого театра Лидия Харина. — И каждая программка рассказывает историю не только театра, но и определенного человека".

Народный артист России, бас Владимир Маторин листает страницы своей истории. Его визитная карточка — конечно, "Борис Годунов", спектакль, ставший театральной легендой. "Увидев когда-то в детстве спектакль "Борис Годунов", как-то я и не предполагал, что я буду певцом, — признается артист. — Борис — конечно, это эталонная роль для любого баса. После этого не спишь, всю ночь не спишь".

Недавнее и нежданное пополнение коллекции: поклонники Лемешева принесли в музей Большого театра программки, которые хранили больше полувека. "Евгений Онегин" от 17 января 1953-го: самые преданные лемешистки берегли всё, что было связано с кумиром. Программки, как драгоценности, складывали в шкатулки, а внутрь непременно прятали билеты, чаще балкон или бельэтаж, реже — партер. Хорошее место — за 25 рублей в 48-м году. Для сравнения — буханка хлеба тогда стоила 3 рубля.

Каждый билет, программку, афишу оцифровывают, а волонтеры, которых уже 3,5 тысячи по всему миру, проверяют точность распознавания. Строчки, буковки аккуратно сверяют с оригиналом. Радость исследователя, когда встречаются старинные афиши. Например, XIX век, опера "Демон": воскресенье, 1 ноября, 1881 года.

Объемы информации колоссальные, но завершить проект рассчитывают за два года. И эта электронная библиотека позволит заглянуть в историю не только Большого театра, но и большой страны.