"Киндер-сюрприз" пришел по воде: для кого-то подарок, а для кого-то рабский труд

Неожиданный подарок к праздникам получили дети немецкого острова Лангеог – перед ними из моря всплыли тысячи шоколадных яиц. Между тем эти самые яйца, доставляющие радость миллионам детей во всем мире, собираются другими детьми, которые радости от этого не испытывают.

Неожиданный подарок к праздникам получили дети немецкого острова Лангеог — перед ними из моря всплыли тысячи шоколадных яиц. По всей видимости, груз смыло с палубы судна, оказавшегося в эпицентре шторма. Чтобы очистить пляж от пластика и предотвратить экологическую катастрофу, местные власти разрешили жителям острова собрать игрушки и оставить их себе. Между тем эти самые яйца, доставляющие радость миллионам детей во всем мире, собираются другими детьми, которые радости от этого не испытывают.

Путь от Бухареста через Карпатские горы, на север – угрюмый и мрачный пейзаж. Еще более угрюмые лица – унылые лачуги и немытые дети. И взрослые, не знающие работы и не видящие наличных денег месяцами.

Мечты Румынии и румын о беззаботной жизни в Евросоюзе растворяются как раз где-то здесь, ближе к границе Венгрии. Неслучайно именно здесь, в Трансильвании, разразился скандал: британские журналисты сняли репортаж о якобы эксплуатации несовершеннолетних. Дети собирали всем хорошо известные желтые контейнеры с игрушкой-сюрпризом, размером с яйцо.

- И вы, и ваши дети работают весь день?
- Да. 6-7-8 часов в день.
- То есть это тяжелая работа?
- Да.

Говорят, что в городе Карей, в котором сейчас находится небольшое производство "Киндер-сюрпризов", каждая третья семья брала работу на дом. Деньги небольшие, но других не заработать.

"Они собирали игрушки в мешки. В каждом мешке — около тысячи "киндеров". За это они получали 14 лей за один мешок. На один мешок уходило три дня, в месяц — около 10 мешков", — говорит Сасло Ранди, журналист интернет-газеты.

В среднем 200 рублей за мешок. Если перевести на российские деньги – 2-3 тысячи рублей в месяц на семью. Журналисты из Великобритании, на первый взгляд, показали все как есть, но румынам это не понравилось. В дело вмешались прокуратура и следственные органы. Бывший полицейский рассказал свою версию истории.

- Я это не считаю работой. Каждый дома родителям помогал. Я так понял, что это был честный бизнес. Дети же сами хотят заработать.

Здесь говорят, что детский труд – совершенно нормальное явление. Это как помыть посуду или подмести пол. Этот 13-летний мальчик уже несколько часов подает мешки для кукурузы, отец и дядя мешки загружают, а женщины уже освободились и идут готовить обед для мужей. Но мальчик поесть не пойдет, пока не уберут все поле.

"Есть очень бедные регионы, и людям трудно зарабатывать. Кто-то считает, что детей эксплуатируют, а кто-то, что им дают зарабатывать!" – объясняет профессор экономики Корнелиу Бырня.

Вот только официальным органам этот скандал совсем не понравился.

Это та самая фабрика по производству шоколадных яиц в румынском городе Карей, которая была закрыта после скандала с эксплуатацией детей на производстве. Завод закрыли до 1 января, сотрудников отправили по домам.

Интересно, что менеджеры производства после скандала словно растворились. Правда, до этого забрали у всех трудящихся по домам мешки с игрушками и контейнеры для них. Теперь у жителей города нет ни работы, ни денег.

- Малый город, всех обработали. Теперь каждый боится журналистов.

Человек, с которым мы разговариваем, не хочет быть узнанным, боится мести местных властей, но и об английских журналистах отзывается нелестно. По его версии, репортаж о детях и семьях, работающих на шоколадный гигант, за деньги был заказан сторонниками Brexit в Великобритании, чтобы еще раз показать сомневающимся англичанам преимущества жизни вне Европейского союза.

- В Англии два вот таких яйца продадут за столько, сколько вы получите за все это. Как вы думаете, это рабский труд?
- Да.
- Вам нравится этим заниматься? Это единственное, что вы можете делать?
- Это лучше, чем ничего.

По последним данным, несмотря на неплохой рост экономики, официальная минимальная зарплата в Румынии составляет около 300 евро, но на деле люди получают на руки значительно меньше, и, возможно, детский труд теперь почти оправдан непростыми экономическими обстоятельствами.