Чтобы цирк не уехал: Минкульт хочет ввести квоты для иностранных артистов

В России мода на импортозамещение может коснуться и циркачей. Общественный совет при Министерстве культуры предложил ограничить работу иностранных цирков: рекомендуется ввести дополнительный сбор на их представления. Приедет ли к нам заграничный цирк, и сколько будут стоить билеты на Cirque du Soleil?

Это не санкции и не ответные меры – скорее, протекционизм. Что сделать, чтобы сохранить в условиях рынка уникальную русскую цирковую школу? В Общественном совете при Минкульте обсуждают и, возможно, возьмут на вооружение опыт отечественного кинематографа. У российских фильмов – 20 процентов времени всех киносеансов в нашей стране. Стоит ли вводить такие же квоты для цирковых представлений?

"Наши цирки создают сложные цирковые программы. Посмотрите, у Запашных, прыжок верхом на льве только они делают, — отмечает Павел Пожигайло из Общественного совета при Минкульте. — А гимнастки, которые поднимаются под купол без страховки, – тоже только у нас. И, слава Богу, что есть люди, которые сохраняют эту школу. И в рамках концепции я считаю: должен быть поднят вопрос о разработке протекционистских мер по поддержке нацшколы подготовки и защиты нашей школы и артистов от отъезда за рубеж".

Конкретные инициативы – пока в стадии обсуждения и разработки. Но возможны следующие меры: ограничение количества представлений иностранных цирков в течение года, или ограничение участие иностранных артистов. Также могут ввести специальный сбор с тех цирков, которые работают в России под иностранным брендом, и ввести требования к цирковой программе. Какие это будут требования – также пока неизвестно.

"В одинаковых условиях на территории РФ мы не должны работать, — считает директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. — Почти везде на территории РФ Cirque du Soleil воспринимается как манна небесная. И практически везде на местах чиновники создают льготные условия для этого цирка: на аренду земли, помещений. И, конечно, мы, государственные российские компании, о таком никогда не мечтали".

Обращают внимание и на то, что зачастую спонсорами Cirque du Soleil выступают крупные компании с госучастием. При том, что Cirque du Soleil – миллиардер, а билеты на его шоу — одни из самых дорогих в мире. В Сочи этим летом самые дешевые места на представление "Тотем" обойдутся в 2 тысячи рублей. Билет в партере категории премиум будет стоить уже 12 тысяч. В Большой Московский цирк на воскресное представление можно сходить за 600 рублей. Самые дорогие билеты – 5 тысяч. Бюджеты цирков и цены на билеты, конечно, несопоставимы. Но в то же время те, кто работает с иностранными артистами в России, уверены: создавать тепличные условия в нашей стране нельзя, и дело даже не в конкуренции и борьбе за зрителя, а во взаимовлиянии и развитии мирового циркового искусства.

"Мне кажется, что за 8 лет деятельности цирка в России наше цирковое искусство сильно эволюционировало, — говорит директор Cirque du Soleil в России Наталья Романова. — И представляет собой теперь широкую смесь разных жанров и возможность выбора для зрителей. Появляются сюжет, профессионально сделанные костюмы, музыка. Это новый этап в развитии циркового искусства, и предположу, что это сделано не без влияния Cirque du Soleil".

Но Cirque du Soleil – это лишь один игрок в мире шоу-программ. Гораздо больше проблем для качественного русского цирка создают появившиеся в огромном количестве цирки-шапито с Украины, из стран Средней Азии и Восточной Европы, которые предоставляют далеко не самые качественные услуги, отнимают зрителя и фактически портят репутацию цирка в России. И в Общественном совете при Минкульте и в Большом Московском цирке уверены: регламентировать цирковую деятельность необходимо, но как именно – пока сказать сложно. На разработку пакета мер уйдет не один месяц.

Сегодня