Преступление без срока давности

Для тех, кто расследует нацистские преступления, осудить и доказать вину Демьянюка - дело чести
Для тех, кто расследует нацистские преступления, осудить и доказать вину Демьянюка - дело чести
В аэропорту Мюнхена приземлился самолет, прибывший спецрейсом из американского Кливленда. На борту – бывший нацист Иван Демьянюк. Власти Германии считают, что он причастен к убийству 29 тысяч узников концлагеря Собибор. Экстрадиции добивались несколько лет.

В аэропорту Мюнхена приземлился самолет, прибывший спецрейсом из американского Кливленда. На борту в сопровождении агентов иммиграционной службы США – бывший нацист Иван Демьянюк. Власти Германии считают, что он причастен к убийству 29 тысяч узников концлагеря Собибор. Экстрадиции добивались несколько лет.

Он уже в Мюнхене. И уже ждет суда – далеко не первого в своей жизни – по обвинениям, которые ему хорошо известны. Его перевозил сначала спецсамолет, потом – "скорая". Он выглядит как больной и немощный человек. Впрочем, для него этот образ – привычный. Место назначения – тюрьма Штадельхайм.

"После прибытия в тюрьму судья должен будет зачитать задержанному ордер на арест. Документ будет зачитан полностью, и это займет время. Насколько я знаю, там 21 страница", – сказал адвокат Ивана Демьянюка Гюнтер Мауль.

На этих страницах – то, в чем обвиняют Демьянюка: служба охранником во время Второй мировой войны в нескольких лагерях смерти вермахта. Опровергнуть эти обвинения юридически до сих пор обвиняемый не сумел. Его главной надеждой избежать правосудия было здоровье.

89-летний старик, немощный и больной, лежа в кровати, встретил социальных работников, когда решался вопрос о его депортации из Америки. Но уже через несколько дней были Демьянюк спокойно выходил из машины и направлялся в супермаркет даже без инвалидной коляски. Для суда это стало последней каплей, и депортацию – а затем и суд в Германии – уже было не отложить.

"Я буду присутствовать в качестве его адвоката и подробно объясню ему его права в соответствии с немецким законодательством. Скажет он что-нибудь или нет, я буду убеждать его не говорить ничего, потому что нам нужно сначала спокойно осмыслить то, что изложено в ордере на арест. Но то, что там изложено, еще не значит, что все так и есть", – сказал Гюнтер Мауль.

Нынешнее обвинение – новое. Сформулировано как соучастие в убийстве, по крайней мере, 29 тысяч евреев в нацистском лагере смерти, известном как Собибор. По данным следствия, в 1943 году Демьянюк там служил полгода охранником.

Но очень похожие обвинения ему в 80-х годах уже предъявляли в Израиле, где состоялся такой же масштабный и громкий судебный процесс. Тогда речь шла о другом лагере смерти – Треблинка. Но вердикт – смертный приговор – тогда отменил Верховный суд Израиля – из-за архивных материалов, которые неожиданно опровергли линию обвинения, возникли сомнения, что преступления совершил именно Демьянюк. В результате он смог вернуться в Америку. Вернул Демьянюк и утраченное гражданство. Но в его виновности остались уверены многие.

"Начало процесса зависит от состояния здоровья Демьянюка. Если он болен, это придется принять во внимание. Возможно, все придется отложить, но вовсе необязательно – отменить. Другая проблема – это то, что "дело Демьянюка" – не единственное, которым занимается суд", – подчеркнул Гюнтер Мауль.

Для тех, кто расследует нацистские преступления, осудить и доказать вину этого обвиняемого – дело чести, особенно после того, как он столько раз избежал наказания. Его возраст, болезнь, правовые тонкости и уловки юристов – все это препятствия, которые должны быть преодолены. Преступления, в которых обвиняют Демьянюка, срока давности не имеют, и они слишком масштабные, чтобы о них просто забыть.