Сцена – его жизнь: Василий Лановой встречает день рождения в театре

Легендарный актер Василий Лановой сегодня весь день получает поздравления от друзей, поклонников и коллег. Праздничную телеграмму народный артист получил и от президента. По уже сложившейся традиции свой день рождения Василий Лановой отмечает на сцене.

Легендарный актер Василий Лановой сегодня весь день получает поздравления от друзей, поклонников и коллег. Праздничную телеграмму народный артист получил и от президента. По уже сложившейся традиции свой день рождения Василий Лановой отмечает на сцене.

Словно и нет восьми десятков лет за плечами. Василий Лановой легко вбегает в кабинет, совсем мало времени на интервью, зрители ждут, аншлаг. Какие уж тут годы. Под зеленой лампой в полумраке кабинета он говорит о том, что сквозь десятилетия отсеялось, а что вернулось.

"Я люблю это дело, я люблю это всю жизнь. В самодеятельности был у Сергея Львовича Штейна — это мой первый учитель, это дворец культуры завода имени Сталина, потом Лихачева", — рассказывает Василий Лановой.

Воспоминаний столько, что сложно так сразу рассказать обо всем. Его сердце принадлежит театру. И это — навсегда.

- В театре уже 60 лет. Ну что тут скажешь, это все мое. Я, наверно, ничему другим заниматься бы не смог.

"Аттестат зрелости" — яркий, комсомольский — он получил в 1954 году. А уже спустя два года уверенно отвечал режиссерам Алову и Наумову: Павел Корчагин — это его роль.

"Я должен играть эту роль! Ах ты, нахал, почему это? Я отвечаю: а потому, что в 1941 году мальчишкой я был в оккупации у немцев. И учитель нам тогда прочел "Как закалялась сталь". И Павка с тех пор для меня героем", — вспоминает народный артист СССР Василий Лановой.

Как выстояли, выдержали, как шла фашистская лавина на украинское селение Стрымбу, откуда родом мать и отец, и откатилась обратно, и как встречали тогда советских солдат-освободителей. Он помнит. За Победу родители отдали жизни.

"У меня отец инвалид второй группы, мать инвалид первой группы. Они во время войны на химическом заводе работали. И через пять дней – жидкость Молотова. Полное уничтожение нервной системы рук и ног. Я их похоронил", — рассказывает Василий Лановой.

Там, между Одессой и Винницей, остались родственники. Лановой не был в Стрымбе очень давно. Он не может приехать на родную землю. Так решили те, кто теперь у власти.

"Это очень великая моя боль. И не только моя, многих украинцев, которые живут в России. А нас очень много в России", — говорит народный артист СССР.

Честь мундира, что может быть более ценным, а потому в "Бессмертном полку" он возглавляет шествие. Выступает перед солдатами и офицерами и его Иван Варрава — такой настоящий.

А еще в его жизни были и Вронский, и Анатоль Курагин — аристократы, герои-любовники, большие форматы эпических картин. И один эпизод. Совсем маленький. Но так уж вышло — самый любимый.

Времени на интервью больше нет, Лановой спешит на вахтанговские подмостки, словно ему и вправду не 83, а 30 — его ведь так ждут в этом зале. Плачут смеются, равнодушных нет, спектакль окончен, зрители благодарят актеров стоя. А завтра он снова выйдет на сцену, потому что эта сцена — его жизнь.