Слезы и звенящая тишина в зале: "Рай" Кончаловского вышел в прокат

Историческая драма Андрея Кончаловского "Рай" сегодня выходит в широкий прокат. Черно-белая лента о геноциде и концлагерях уже убедила критиков. Но, как признается режиссер, для него самое важное, чтобы зрители "могли коснуться чего-то очень важного внутри себя".

Историческая драма Андрея Кончаловского "Рай" сегодня выходит в широкий прокат. Черно-белая лента о геноциде и концлагерях уже убедила критиков Венецианского кинофестиваля, премии "Белый слон" и "Оскара", попав в шорт-лист в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Шансы на победу очень велики, но, как признается режиссер, для него самое важное, чтобы зрители "могли коснуться чего-то очень важного внутри себя".

Такая громкая и долгожданная премьера. Красная дорожка собирает звездных гостей. Как можно пропустить фильм, к которому Андрей Кончаловский шел полвека?

У режиссера, кажется, есть все награды мира, а он признается, что всю жизнь только приближался к своей главной работе. Судьба его "Рая" и до премьеры складывалась удачно: венецианский "Серебряный лев", участие в добром десятке кинофестивалей и выдвижение от России на премию "Оскар". И вот "Рай", наконец, добрался и до российских экранов. Это вершина творчества Кончаловского — критики едины в своих оценках. Следующее слово за зрителями.

Черно-белые, почти документальные кадры и монологи, а, скорее, исповеди главных героев — здесь каждый говорит на своем языке и ищет свой рай, пока ад войны перемалывает судьбы русской эмигрантки Ольги, вступившей в ряды французского сопротивления и спасавшей еврейских детей в Париже, коллаборациониста Жюля и молодого офицера СС, аристократа Хельмута, который любит Чехова, Толстого и преданно следует идеалам Рейха.

"Там никто не играл, там все жили, поэтому я не могу сказать, что это роль. Там много импровизации, много жизни и очень много деталей из личной жизни, переживаний. Но при этом там есть четкая концепция режиссера и сценариста", — говорит актриса Юлия Высоцкая.

"Ставишь вопросы не для того, чтобы получать ответы. Ответы должен давать зритель. Надо верить, что каждый зритель найдет ответ для себя. Чтобы зритель встал перед моральной дилеммой и решал бы ее, а в процессе решения он бы взрослел, как в жизни", — объясняет Андрей Кончаловский.

Два часа "Рая" — на едином дыхании, в звенящей тишине, которую не прерывают даже титры.

"Гениальный фильм по силе, простоте, как это придумано и сделано", — комментирует народный артист России, режиссер Алексей Учитель.

"Говорить пока не хочется. Это очень здорово", — отмечает актриса Юлия Пересильд.

"Впечатления замечательные. Жена в слезах ушла. Очень трогательное настоящее кино", — говорит режиссер Станислав Говорухин.

Из зала зрители выходят, едва сдерживая слезы, и это лучше любой овации. Ведь как сказал сам Андрей Сергеевич, до просмотра фильма говорить нечего, да и после фильма говорить нечего, лучше всего, когда ничего говорить не надо.