Тема:

Америка выбрала Трампа 11 месяцев назад

Будет ли Трамп вести себя с Китаем, как слон в посудной лавке


EPA

Во время своего недавнего визита в Швейцарию председатель КНР Си Цзиньпин заявил о необходимости выстраивания нового типа взаимоотношений с США. Это заявление было сделано на фоне целого ряда антикитайских выступлений со стороны нового президента США Дональда Трампа.

Во время своего недавнего визита в Швейцарию председатель КНР Си Цзиньпин заявил о необходимости выстраивания нового типа взаимоотношений с США. Это заявление было сделано на фоне целого ряда антикитайских выступлений со стороны нового президента США Дональда Трампа и его ближайших сторонников как в ходе предвыборной кампании, так и после его избрания.

В Китае, в принципе, сдержанно восприняли избрание Трампа президентом, хотя до последних недель предвыборной кампании не считали его фаворитом гонки и надеялись, что в течение следующих нескольких лет придется иметь дело с достаточно предсказуемой Хиллари Клинтон. Даже при "антикитайских" настроениях, она, по крайней мере, действовала бы в духе своего предшественника Обамы.

Чего ждать от эксцентричного миллиардера в кресле главы Белого дома, в Пекине, похоже, еще до конца не понимают.

Так, в ходе своей предвыборной кампании Трамп, сделавший одной из основных тем своей программы протекционизм и защиту интересов американской экономики, заявил о намерениях увеличить до 45 процентов импортные пошлины на товары из КНР. А после своего избрания Трамп выступил с серией шагов, которые вызвали весьма возмущенную реакцию со стороны Китая.

Сначала он лично переговорил по телефону с президентом Тайваня Цай Инвэнь, что стало демонстративным нарушением существующих с 1979 года между США и КНР договоренностей, согласно которым Белый Дом признает принцип "одного Китая" и не поддерживает никаких официальных связей с представителями тайваньского руководства.

После этого Трамп, как в своих публичных выступлениях, так и в "Твиттере", резко раскритиковал Китай за строительство военных баз на искусственных островах в Южно-Китайском море, объявил о намерении признать КНР "валютным манипулятором", стремящимся девальвировать юань с тем, чтобы нанести ущерб американской экономике. Кроме того, он выразил недовольство недостаточными, по его мнению, усилиями Пекина по сдерживанию ядерной программы КНДР.

Не осталось незамеченным и назначение главой Национального торгового совета при администрации США Питера Наварро, известного своей критикой экономической политики КНР. Он — автор книги "Смерть от Китая", в которой утверждается, что Вашингтон проиграл торговую войну Пекину, действующему в этой войне в основном нечестными методами.

Что же касается принципа "одного Китая", согласно которому только правительство КНР является единственным законным представителем всего Китая, является принципиальным для руководства страны, и оно не допускает никаких двойственных его толкований.

Однако, избранный президент США пошел еще дальше, заявив в нескольких выступлениях и интервью, что данный принцип вполне может стать объектом обсуждения, если Китай откажется проявлять гибкость в других вопросах, в которых заинтересованы обе стороны, включая в первую очередь спорные моменты международной торговли.

В связи с последними заявлениями Трампа по поводу "одного Китая", китайская официальная пресса, в лице газеты China Daily заявила, что если Трамп намеревается использовать этот гамбит после вступления в должность, периода жестких и разрушительных последствий во взаимодействиях не избежать, поскольку у Пекина не останется выбора, кроме как "сбросить перчатки".

В похожем ключе выступил и официальный представитель МИД КНР, заявивший, что принцип "одного Китая" является обязательным условием для соблюдения для любой страны, имеющей отношения с Китаем, и если кто-то попытается подорвать его или предположит, что его можно использовать в качестве рычага, "это вызовет соответствующую реакцию китайских властей и народа".

Если же Трамп решит выполнить свои предвыборные обещания, то первым под удар попадет китайский экспорт, для которого предполагаемая пошлина в 45 процентов будет серьезным ударом.

На уровень занятости в некоторых провинциях Китая может повлиять и требование нового президента, чтобы ведущие американские компании переносили производство обратно в США.

Впрочем, не все протекционистские инициативы нового американского президента несут негативные последствия для Китая. Так, к примеру, намерение Трампа вывести США из состава TPP (Транстихоокеанского партнерства), наоборот, поможет Китаю сохранить свои позиции в экономике АТР и даже занять там лидирующее место.

При этом, в недавнем материале китайской газеты "Хуаньцю Жибао" отмечается, что Китай не будет проявлять слабость в торговой войне, и если правительство Трампа введет повышенные тарифы на импортируемые товары, КНР, не колеблясь, примет ответные меры, что является вполне ожидаемым шагом в данной ситуации.

Газета утверждает, что, несмотря на то, что Китай имеет большое положительное сальдо торгового баланса с Соединенными Штатами, но это обьясняется разумной логикой, а не какими-либо нечестными действиями со стороны Пекина.

Объем двусторонней китайско-американской торговли огромен, так как экономики двух стран хорошо дополняют друг друга. Структура экспорта сложна, так как импортируемые из Китая в США товары производятся большим количеством иностранных компаний, в том числе созданных с участием американского капитала. Сводить же проблемы торгового баланса к необходимости заставить Китай покупать больше товаров в США, является слишком примитивным пониманием данного вопроса.

Можно ли ожидать, что Трамп, будучи фактически новичком в международной политике, будет и дальше вести себя как слон в посудной лавке, набитой изделиями из тонкого китайского фарфора?

В Китае помнят, что в принципе редко какой претендент на пост президента США обходился в своей предвыборной кампании без антикитайской риторики. Однако, кто бы ни был главой Белого Дома, на протяжении нескольких десятилетий китайско-американские политические и экономические отношения строились на основе здорового прагматизма, уступок и компромиссов, поэтому и характеризуются продолжительностью и стабильностью.

Впрочем, даже если Трамп будет настаивать на политике протекционизма, Китай вполне способен на ответные меры. И если никто не будет готов уступить, в этой войне не будет победителей.

Поэтому в Китае надеются, что Трамп, будучи в первую очередь бизнесменом, должен это понимать, а его антикитайская риторика является всего лишь одним из методов ведения переговоров.