Калининградские водолазы в Крыму обследовали военное судно, затонувшее 75 лет назад

ГТРК "Калининград"

Калининградские водолазы вернулись из командировки в Крым. Наши специалисты производили подводные работы в районе Феодосии. Они обследовали советский пароход "Жан Жорес", затонувший в 1942 году во время Керченско-Феодосийской операции.

Прошло 75 лет с того времени. Судно лежит на глубине 15 метров у Феодосийского порта — практически на рейде. Водолазам предстояло определить, в каком состоянии надстройки и трюмы. Есть ли на судне боеприпасы. Но подвижка грунта во время штормов мешала увидеть четкую картину. Если открывался левый борт, то правый был замыт песком. Под водой пришлось работать почти три недели. Сергей Лабунский, водолаз, рассказал: "Захламленность большая, везде разломы и ты не понимаешь. Ты плывешь и не поймешь, в какую сторону ты плывешь и с чем ты встретишься. Возможно, ты встретишься с обрезком металла, который может перерезать шланг или связь. Во многом выручал необитаемый подводный аппарат "Гном". Он управлялся водолазом и поэтому мог заглянуть в любой разлом и опуститься в трюм. Информацию передавал на монитор катера. Картинку тут же расшифровывали".

На борту затопленного судна боеприпасы, патроны и артиллерийские тягачи. Артем Павлюк, заместитель командира отряда калининградского центра "Экоспас", сообщил: "От машин не осталось практически ничего. То есть те машины, которые находили, которые попадали в зону видимости, от них оставался только металлический каркас. Корабль был взорван изнутри. В носовой и кормовой частях обшивка выгнута наружу".

Грузовой теплоход "Жан Жорес" в январе 1942 года вез войска и боеприпасы. При подходе к Феодосии наскочил на мину. Экипаж пытался заделать пробоину. Но враг уже был на окраине города. Самостоятельно транспорт вернуться не мог. Тогда командиру приказали взорвать пароход. Сейчас решили судно убрать с фарватера. Геннадий Тарасенко, директор калининградского центра "Экоспас": "Трюмы, скажем так, надо будет очищать, потому что они все замыты песком практически и в процессе этой работы, потому что мы в ходе работы мы обнаружили снаряды, необходимо будет поднимать".

 По результатам осмотров и докладов была составлена схема парохода со всеми пробоинами и разломами, последних было четыре. Именно эта схема стала основой того, что придется делать с этим пароходом в дальнейшем. Пока решение по нему не принято. Вместе с тем, калининградские водолазы готовятся снова к длительной командировке. Вытаскивать снаряды на берег все равно придется.

Сегодня