Тема:

Brexit 4 месяца назад

Brexit: Мэй пошла ва-банк, Джонсон взялся за старое

Британский премьер Тереза Мэй впервые обрисовала схему выхода Великобритании из Евросоюза – того, что в мире и называется простым словом Brexit.

Автор: Дмитрий Киселёв

Британский премьер Тереза Мэй впервые обрисовала схему выхода Великобритании из Евросоюза — того, что в мире и называется простым словом Brexit.

Тем временем в интервью немецкой Bild причину Brexit Трамп определил очень просто: "Люди не хотели, чтобы в страну приезжали другие люди и разрушали ее". То есть Трамп к Brexit относится с большим пониманием. При этом досталось и Ангеле Меркель.

"Я не хочу делать так, как в Германии. При этом очень уважаю Ангелу Меркель. Но я считаю, то, что там произошло, — большая неудача. Она допустила катастрофическую ошибку, когда впустила всех этих нелегалов", — уверен Трамп. Прямее некуда.

Автор: Александр Хабаров

Женщин-политиков всегда встречают по одежде. Тереза Мэй перед оглашением программной речи появилась в любимой в брючной "двойке" из клетчатой шотландки. Знатоки заявили, что она стремится показать силу и проверенный годами костюм от модельера Вивьен Вествуд придает ей уверенности.

29 лет назад в этом же зале Маргарет Тэтчер рассказывала о преимуществах единого рынка. Нынешняя премьер-министр собрала европейских послов и сообщила им, что Великобритании в Едином экономическом пространстве оставаться не намерена.

"Ни о каком частичном или ассоциативном членстве в Евросоюзе речи не идет. Ничего не будет наполовину. Мы не собираемся копировать модели, которыми пользуются другие страны. Великобритания полностью уходит из Евросоюза. И моя задача — добиться для нашей страны достойного соглашения", — заявила Мэй.

Это был ход ва-банк. Фактически Лондон заявил Европе, что не позволит шантажировать себя потерей общего рынка и на размен результатов своего референдума не пойдет.

Это было одно из самых важных выступлений Терезы Мэй за время ее руководства. Не только демонстрация силы континенту, но и обращение к внутренней британской аудитории, ведь Великобритания никогда "не растворялась" в Единой Европе: не принимала евро, сохранила отдельную визовую политику. Даже в своем решении выйти здесь, в первую очередь, обвиняют сам Евросоюз.

Еще до Brexit в Лондоне подсчитали, что, подчиняясь правилам Единого рынка, Великобритания теряет свыше 30 миллиардов фунтов стерлингов в год. Например, британская сталелитейная промышленность была убита не только китайским демпингом, но и завышенными ценами на электроэнергию, которые выросли в том числе из-за ограничений, навязанных континентальной Европой. И хотя Евросоюз в итоге отказался от идеи устанавливать размеры овощей и фруктов, он по-прежнему диктует британцам, сколько ловить рыбы и какой должна быть мощность их пылесосов.

"Они придумали огромное количество законов, которые британцам не нравятся. Да никому это и не может понравиться. Союз — это хорошо, но зачем плодить бюрократию и бюрократов, что в итоге произошло?" – возмущен Зигмунд Лозински, владелец ресторана.

Владелец старейшего в Лондоне польского ресторана приехал в Англию в конце Второй мировой войны вместе с волной эмигрантов, бежавших из советского блока. После вступления Польши в Евросоюз в количество поляков, воспользовавшихся свободой перемещения, в Великобритании приблизилось к миллиону. К ним добавились выходцы из стран Балтии, болгары и румыны. Голосовавшие за выход из Евросоюза требуют этот поток остановить.

"Мы всегда приветствовали мигрантов, особенно квалифицированных специалистов и к тому же из Европы. Но сигнал общества во время референдума очевиден: Brexit означает контроль за количеством прибывающих к нам европейцев. И мы обязаны этот контроль обеспечить", — считает Тереза Мэй.

"Вопрос в том, кто будет работать в этой стране, если сюда не будут приезжать мигранты? Если вы посмотрите на здравоохранение, то большинство медперсонала в Англии сейчас — это иностранцы. Если посмотрите, кто убирает дороги и строит дома, это будут болгары, румыны, приезжие из Венгрии и из Польши", — сказал Зигмунд Лозински.

За годы своего членства в Евросоюзе Великобритания вросла в общеевропейские процессы и выйти из них уже не легко. Теперь это — судьбы миллионов британцев, живущих на континенте, и тех европейцев, которые обосновались на Британских островах. Многие из них уже бросились оформлять здесь вид на жительство.

Но при разводе — как всегда самый острый материальный вопрос. В Брюсселе угрожают заставить Лондон заплатить до 50 миллиардов евро, потому что Великобритания дала обязательство финансировать программы Евросоюза до 2020 года. Деньги в том числе пойдут на содержание еврочиновников и пенсии депутатам Европарламента. В Англии уже мрачно шутят, что это все равно что оплачивать счета за бывшую жену.

Британский министр иностранных Борис Джонсон, который еще до референдума сравнивал экспансию Евросоюза с планами нацистской Германии, взялся за старое и очень резко ответил на заявления Парижа о том, что Лондон будет наказан за Brexit.

"Если месье Олланд намерен в наказание избивать каждого, кто совершил побег, как это было в фильмах про Вторую Мировую, то я не вижу за этим будущего. И я не думаю, что это в интересах наших партнеров и друзей", — заявил Джонсон.

Лондон также пугают таможенными пошлинами. 45% британского экспорта приходится на единую Европу. Но защитники Brexit парируют тем, что поставки из Евросоюза в Великобританию больше на 60 миллиардов фунтов ежегодно.

На Даунинг-стрит козыряют еще и поддержкой Трампа, который в отличие от Обамы обещал не ставить британцев в конец очереди, когда им потребуется подписать с США новый торговый договор. А после выхода из Евросоюза Великобритании предстоит заключать отдельные соглашения со всеми партнерами, и сколько это займет времени, не знает никто.

Неопределенность пугает, прежде всего, финансовый сектор. Не дожидаясь того, чем закончится Brexit, банк HSBC заявил, что переводит около тысячи рабочих мест из Лондона в свой офис в Париже.

Впрочем, для британского правительства проблема не только в том, что из лондонского Сити побегут банкиры. Разрыв с Евросоюзом намерены использовать националисты в Шотландии, которые грозят повторным референдумом о независимости.

"Премьер-министр ведет Великобританию к жесткому Brexit. Она руководствуется не интересами страны, а интересами правого крыла своей партии. Меня это очень огорчает. Шотландию нельзя вести по пути, за который она не голосовала и который противоречит нашим интересам", — считает Никола Стерджен, первый министр Шотландии, лидер Независимой партии Шотландии.

Из наследства, которое оставил предыдущий хозяин Даунинг-стрит, самое безобидное — это кот Ларри. Жаль только, что без сапог. Чтобы распорядится всем остальным, Терезе Мэй необязательно называться еще одной железной леди — ей по-настоящему нужны стальные нервы.