Утечка националистов на Украину: на пятерых россиян завели дела об экстремизме

Пять россиян подозревают в связи с запрещенной в России организацией "Правый сектор" (запрещена в РФ). Все они переехали на Украину во время переворота. Они сражались в подразделении правосеков и, как говорят следователи, принимали участие в карательных операциях против мирного населения ДНР и ЛНР.

Пять россиян подозревают в связи с запрещенной в России организацией "Правый сектор (запрещена в РФ)". Все они переехали на Украину во время переворота. Одни сражались в подразделении правосеков и, как говорят следователи, принимали участие в карательных операциях против мирного населения ДНР и ЛНР, другие пиарили организацию в Интернете.

Игорь Чудинов на чистом украинском языке рассказывает об обороне донецкого аэропорта. Говорит о том, как приятно воевать спиной к спине со своими земляками в рядах признанной экстремистской в России организации "Правый сектор".

"Такое братство! Кусочком хлеба делимся, глоточком воды. А воды всегда не хватает. Очень дружественная атмосфера. Тяжело даже передать это словами", — говорит боец "Правого сектора" Игорь Чудинов.

Чудинов, о нем известно совсем немного, стал фигурантом уголовного дела не случайно. Он — заместитель командира одного из подразделений "Правого сектора", участвовал во всех ключевых боях конфликта на юго-востоке Украины.

А вот Геннадий Хамраев – наоборот, самый распиаренный из фигурантов уголовного дела. Известен в "Правом секторе" под позывным Монах. Командир 2-го взвода 7-го отдельного батальона переехал на Украину из Белгородской области. Своего выбора никогда не стеснялся – многочисленные интервью с националистом можно найти в Интернете.

"Я не хочу, чтобы кто-то залазил на Украину, пытался что-то навязать — свою жизнь, чтобы диктовали какие-то свои условия. Не хочу, чтобы здесь была война, хочу, чтобы здесь были мир и спокойствие", — заявлял в своих интервью Геннадий Хамраев.

В мае 2015 года под Песками в самопровозглашенной Донецкой народной республике Монаха ранили. В интервью с больничной койки боец "Правого сектора" уже потихоньку переходит на украинский язык.

"Я очень хочу, чтобы вы жили в чистом, светлом, красивом мире. Це ваша земля, це ваша Родина", — говорил Хамраев.

В октябре прошлого года украинские СМИ сообщали, что Хамраев сбежал из изолятора временного содержания Львовской области, но вскоре его задержала киевская милиция. Активиста "Правого сектора" заподозрили в разбое и незаконном обращении с оружием и боеприпасами. Кроме того, Монах не раз жаловался, что не может получить украинский паспорт. На одном из местных телеканалов был целый сюжет, посвященный проблеме, с которой сталкиваются герои Украины родом из России.

С проблемой получения гражданства столкнулся и другой активист "Правого сектора" — Александр Валов. 27-летний парень из Мурманска награжден медалью за защиту Мариуполя, но, по-прежнему, не может стать равноправным жителем Украины. Весной 2015 года Валов стал полноценным бойцом карательного батальона "Азов", получил позывной Помор.

"Хочется революции на территории России, чтобы из РФ Россию наконец-таки сделать", — признавался Александр Валов.

В России на Валова, как он сам рассказывал, не раз заводили экстремистские уголовные дела за разжигание национальной розни, создание экстремистского сообщества. Из-за подписки о невыезде три года назад он не смог поехать на Майдан.

"Я естественно поддерживал Майдан. Майдан – это то, что мы в России сделать мечтали, но не смогли. Здесь оно случилось", — продолжает связанный с "Правым сектором" экстремист Александр Валов.

Друг Валова Роман Стригунков в свое время, в отличие от приятеля, на Майдан попал. Поначалу организовывал "русские марши" в родном Белгороде, но затем этого показалось мало. В 2012 году специально ездил в Харьков на марш в поддержку Украинской повстанческой армии (запрещена в РФ) (УПА) – той самой, которая в годы войны устроила Волынскую резню и похоронила от 30 до 40 тысяч мирных поляков.

"Мы считаем, что необходима реабилитация Украинской повстанческой армии. Это морально-этическая реабилитация с тем, чтобы признать: УПА вело национально-освободительную борьбу украинского народа", — призывает Роман Стригунков.

Еще один фигурант уголовных дел – Георгий Стоцкий. Хотя на деле, 76-летний пенсионер – скорее, идеолог, чем активный экстремист. На своей страничке в социальной сети он публикует выборку новостей о конфликте в Донбассе. А в видеороликах в интимной обстановке рассказывает, как лечить различные заболевания.

Эксперты считают, что в последние годы наблюдается настоящая миграция националистов на Украину. Это не только модно, но и очень выгодно. Тем более, если на родине главные достижения – уголовные дела по экстремистским статьям.

"Это не только рейтинг, это не только авторитет. Это еще и прибыльное дело. Известный белорусский нацист Малюта, который устраивал взрывы в том числе и в Москве, на сегодняшний день задекларировал один миллион долларов. Ему лично паспорт вручал Петр Порошенко", — поясняет президент ассоциации "Будущее страны" Александр Кот.

Предположительно, все фигуранты уголовных дел сейчас находятся на территории Украины. Но угроза, вполне реальная, от них исходила и в мировой паутине. Пропаганда запрещенной в России организации "Правый сектор" регулярно велась в социальных сетях.

"Все эти граждане поддерживают радикальные взгляды, а также идеи фашизма и национализма. В разное время они выехали на Украину, где вступили в ряды "Правого сектора". В зависимости от должности, каждый из них выполнял определенные задачи в интересах этой организации", — считает официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко.

Расследование ведется по первой и второй частям статьи 282.2 – "Руководство деятельностью экстремистской организации и участие в ней". В сентябре прошлого года по такой же статье возбудили дело против лидеров "Правого сектора" Дмитрия Яроша и Андрея Тарасенко.